Дети не успевают уставать

Когда урок проходит интересно, школьная программа усваивается легче и быстрее

00:00, 04 марта 2014г, Общество 1843


Дети не успевают уставать Фото №1

В барнаульской школе № 49 учеников сейчас не выгнать с урока, а в младших классах из желающих выйти к доске можно выстраивать очереди. Все дело в новом оборудовании, которое поступило в школу в последние два года. Во-первых, как и все школы края, 49-я сейчас получила автоматизированные рабочие места учителей, так называемые АРМы, которые состоят из ноутбука, проектора, экрана, акустической системы и многофункционального устройства. Во-вторых, школа уже укомплектована восьмью интерактивными досками, шестнадцатью экранами и множеством проекторов. А совсем недавно здесь появился мобильный класс, оборудование для кабинетов труда и некий таинственный «Максим».

Учёба под фанфары

Если говорить об АРМах, то их сейчас получают абсолютно все школы края, даже самые маленькие и отдаленные. В зависимости от наполняемости классов в школы направляется от двух до одиннадцати комплектов оборудования, позволяющего учителю планировать и вести уроки на совершенно новом уровне. Но данное учебное заведение далеко не все оборудование получило по разнарядке: в последние годы школа активно участвует во всевозможных конкурсах и программах и благодаря этому оказалась настолько обеспечена современной техникой, что на наш вопрос, чего бы еще хотелось получить, директор Оксана Чепкасова отвечает: «Кажется, у нас уже есть все, о чем раньше только мечтали».

Часть оборудования 49-я приобрела благодаря победе в краевом конкурсе «Новая школа Алтая – 2013», за которую полагалось 550 тысяч рублей. Интерактивным и проекционным оборудованием сейчас оснащено 90 процентов кабинетов.

– Наша школа считается немногочисленной, здесь чуть меньше 400 учащихся, – рассказывает Оксана Андреевна. – А ее особенность в том, что помимо общеобразовательных классов на старшем уровне есть экономический профиль, а также девять коррекционных классов VII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья. Так что наша главная задача – успешная социализация учащихся независимо от их образовательных потребностей. И в течение нескольких лет в рамках модернизации образования в школу поступило много нового оборудования: мы, например, оснастили кабинеты биологии, физики, географии и ОБЖ. А недавно полученные АРМы уже применяются на уроках, что позволяет сделать занятия более современными и интересными для детей.

Как объясняют педагоги, это оборудование дает возможность использовать электронные карты, плакаты, цифровые лаборатории по физике и химии, так что уроки становятся более насыщенными и продуктивными. С помощью этого же оборудования дети могут создавать свои проекты.

Например, в кабинете математики установлены проектор и экран, так что задача вычисления площади круга решается куда интереснее, поскольку круг и его секторы можно выделить разными цветами. Молодой педагог Инна Архипова говорит, что с появлением новой техники изменилось само отношение детей к урокам. «Все это дает большую наглядность, дети видят формулы, а учителя экономят время на уроке, поскольку могут подготовить многие материалы заранее и лучше структурируют занятия. Вы видите, что ученикам интересно, им хочется изучать математику, – улыбается Инна Юрьевна.

А английским языком в начальной школе занимаются с помощью интерактивной доски. Дети выходят отвечать, выбирают на доске правильный вариант, подцепляют пальчиком слово и перетаскивают его в нужное поле. Если задание выполнено правильно, из колонок раздаются победные фанфары. В такой атмосфере к доске рвутся даже застенчивые дети.

– Доска не только приковывает внимание детей, мне нравится, что с помощью этого оборудования можно использовать аудиодиски, что важно при изучении иностранного языка, – объясняет педагог Евгения Ковригина. – А вообще, первая интерактивная доска у нас появилась лет пять назад и учителя тогда выстраивались в очередь, чтобы с ней поработать. И еще, для педагога очень удобно, что весь наглядный материал теперь помещается на маленькой флешке, а не в толстенных папках с таблицами, карточками и рисунками.

«Максим» и «мобильный класс»

Как выяснилось, в школе № 49 работает лучший преподаватель – организатор ОБЖ в Барнауле. Ученики Елены Логиновой регулярно становятся призерами муниципальных и региональных этапов Всероссийской олимпиады по этому предмету. Так что после победы в конкурсе «Новая школа Алтая» руководство школы решило потратить больше 50 тысяч на покупку «Максима» – специального манекена для проведения реанимационных процедур. В школах города таких точно больше нет. Перед нашим приходом его едва успели вытащить из коробки и еще не подключили к компьютеру, но ученики Елены Викторовны все-таки продемонстрировали на нем непрямой массаж сердца и искусственное дыхание:

– Перед нами лежит без сознания травмированный человек, и мы должны убедиться в том, что у него есть признаки жизни, – бодрым голосом рассказывает десятиклассница Яна Костомарова, призер регионального этапа олимпиады по ОБЖ. – Мы проверяем реакцию зрачков на свет, пульс на сонной артерии. Что делать дальше? Находим место, где срастаются ребра…

Когда «Максима» наконец подключат к компьютеру, об успешности проведенных реанимационных процедур будут сигнализировать открывшиеся глаза манекена.

Еще одно новшество в школе – «мобильный класс». По сути, это учительский ноутбук, связанный с пятнадцатью нетбуками учеников. Система позволяет делать совместные задания, пересылать файлы, решать тесты, работать при помощи мыши и стилуса. Это оборудование, как объясняет Оксана Чепкасова, получено в рамках взаимодействия с краевым институтом повышения квалификации учителей: школа второй год участвует в международном проекте «Темпус» по реализации программы «Экономика» в профильном классе. Сейчас «мобильный класс» располагается в библиотеке, но может быть упакован в специальный ящик, в котором происходит зарядка ноутбуков и нетбуков, и перевезен в другой кабинет. Воспользоваться им сможет любой педагог, – подчеркивает директор.

– Все очень быстро и удобно: я контролирую со своего места, что происходит в компьютерах учеников, делаю рассылки, допустим, тестовых заданий и сразу вижу результаты, – делится опытом работы с «мобильным классом» Ольга Дядюшенко, учитель истории и обществознания.

– Как вы считаете, не зря современная школа отказывается от более традиционных форм обучения? – спрашиваем мы педагога.

– Думаю, нет. Даже сейчас, когда мы только осваиваем новое оборудование, уроки проходят более энергично. Дети не успевают уставать, для них урок буквально пролетает, и поскольку им очень интересно, программа осваивается легче и быстрее.

Чтобы каждый был успешным

Не обделены новым оборудованием и кабинеты коррекционных классов, разделенные на игровую и учебную зоны. Здесь дети, имеющие проблемы с памятью, вниманием и речью, осваивают обычную и, признаем это, довольно непростую общеобразовательную программу.

– Коррекционный класс у нас есть в каждой параллели, в каждом не более 12 человек, что дает возможность найти к ребенку индивидуальный подход, – говорит Оксана Чепкасова. – В начальных классах дети занимаются со своим педагогом до трех часов, причем во внеурочное время к ним приходят логопед и психолог: несмотря на все трудности, мы сохранили эти ставки, а специалисты у нас очень квалифицированные.

– Основная сложность в том, что ребята с трудом усваивают новый материал и мне нужно работать с каждым ребенком, учитывая его индивидуальность, – рассказывает Анна Бабушкина, уже много лет преподающая в коррекционных классах. – Получается, что на каждом уроке я использую несколько форм работы, чтобы каждый ребенок был успешным. А новое оборудование позволяет показывать на уроках красивые фильмы, это уже не старые распечатанные картинки, все гораздо интереснее. У меня больше возможностей зацепить интерес детей и стимулировать их познавательную активность.

Рядом с учительским столом небольшая выставка поделок из пластилина, и это тоже маленький шажок к успеху, говорит Анна Юрьевна. Дети любят лепить, показывают работы друг другу и родителям, радуются своим победам.

– Важно, что после 9 класса эти дети получат аттестат обычного образца, где не будет ни слова о том, по какой программе они учились, – подчеркивает директор школы. – Два года назад у нас уже был выпуск, и все эти дети сейчас успешно учатся в училищах. То есть социализация происходит.

А в другом кабинете начальных классов нам показывают настоящий кукольный театр, приобретенный для внеурочной деятельности (с наборами кукол-перчаток для разных русских сказок), и шахматы. Оказалось, папа одного из выпускников уже много лет после уроков занимается с детьми шахматами, причем настолько успешно, что они участвуют в районных соревнованиях.

Комментарий

Ирина Дроздова, начальник отдела дошкольного и общего образования Главного управления образования и молодежной политики:

– В крае приступили к реализации федеральных государственных образовательных стандартов в начальной школе, а также в пятых классах нескольких пилотных школ. Одним из условий их реализации является создание материально-технической базы, так что сейчас в школы края поступают автоматизированные рабочие места – всего 2908 комплектов, на покупку которых из федерального бюджета было направлено 296 миллионов рублей. Школы, которые уже обеспечены АРМами, могут закупать вместо них другую технику. Поставка, установка и подключение компьютерного оборудования осуществляются специалистами научно-технического центра «ГАЛЭКС», которые работают в муниципалитетах края даже в выходные дни. До конца марта вся полученная техника будет установлена.

Кроме того, в учебные заведения поступают цифровые лаборатории с наборами датчиков, цифровые микроскопы, учебно-производственное оборудование для уроков технологии. В прошлом году были закуплены слесарные и токарные станки, сейчас – кабинеты кулинарии и швейного дела. В этом году мы дооснастим школы учебно-лабораторным оборудованием: поступит 788 комплектов для кабинетов биологии, 123 – физики и 110 – химии.

Новости партнеров
Фоторепортаж