«Учитель. Ученик. Родитель. Неделимая в идеале команда»

Образование края: о том, что сделано в отрасли за последние восемь лет

00:00, 21 февраля 2014г, Общество 2817


«Учитель. Ученик. Родитель. Неделимая в идеале команда» Фото №1

Газета «Алтайская правда» стартовала с циклом тематических «круглых столов», участники которых – эксперты, специалисты, общественники – намерены оценить достижения в социальной сфере и определить ее задачи на будущее. Первая встреча в таком формате – «Модернизация системы образования Алтайского края: время перемен» – прошла 17 февраля.

Дорогу осилит идущий. Ни разу еще истина эта не подвела человечество. Еще каких-то лет десять назад те, кого во все века именуют просветителями, ютились в старых приспособленных зданиях, прозябали на мизерных зарплатах и от усталости и безнадеги не замечали порой самих детей. В последние годы сфера образования Алтайского края изменилась до неузнаваемости и даже стала эталоном для других регионов страны, например, в строительстве образовательных кластеров, отсутствием дефицита мест в детских садах или беспрецедентными объемами бюджетных инвестиций в отрасль (141 млрд. руб. за период с 2006 по 2013 год). Все случилось, конечно же, не по мановению волшебной палочки. Право называться лидером модернизации регион заслужил годами упорного труда. Вектор развития, обозначенный майскими указами президента России и так называемыми дорожными картами, у края, как и у всей страны, есть. Но есть и то, чего недостает многим другим регионам России. Умение власти видеть проблему на шаг вперед, включать политическую волю, когда это нужно, и всегда слышать голос жителей края, если речь идет об общественно значимых начинаниях. Вероятно, поэтому еще до майских указов президента России в Алтайском крае стали появляться проекты с пометкой «впервые», в Сибири или России. Новации, от которых выиграли дети, их папы, мамы и педагоги.

 

Факт
За 2012-2013 гг. средняя заработная плата выросла на 44,6% – в общем образовании, на 33% – в дополнительном, на 41% – в среднем профессиональном и на 31,5 % – в дошкольном. Кроме того, за 8 лет в системе дошкольного образования создано 50 тысяч мест для малышей. Алтайский край вошел в число 11 регионов России, успешно решающих проблему доступности услуг дошкольного образования для детей 3-7 лет. С уровня обеспеченности местами в ДОУ региона 57,2% (2006 г.) мы поднялись в 2013 году до 97,4% (по России – 63,7%).

 

Если педагог не едет в Москву…

«И чему вас только в школе учат?» – вопрос, кочующий из десятилетия в десятилетие, перестал быть риторическим. Потому что это и впрямь важно – кто, чему и в каких условиях учит наших детей от 0 до 18 в 900 детских садах и 1115 школах края, 300 из которых вошли в ассоциацию «Лучшие школы Алтая». Рассказывая об их готовности делиться опытом, методиками, технологиями, Александр Овсиевский, директор гимназии № 40 г. Барнаула, заместитель председателя Общественного совета по развитию образования в Алтайском крае, слова «образование» и «развитие» в ряду ассоциаций поставил рядом. Среди коллег Александр Георгиевич слывет классиком, но и он не припомнит, чтобы школа перестала развиваться хотя бы на день:

– Настоящим прорывом в конце 60-х годов был переход от перьевых ручек к шариковым. А потом еще один – калькуляторы и еще – первые компьютеры. И 90-е с их забастовками и долгами. Жизнь приучила учителей думать, что все лучшее – это там, в Москве. Но серьезные преобразования последних лет заставили меня по-новому взглянуть на современную систему образования. Педагоги поняли, что сегодня лично от каждого из них зависят и успех учителя, и его авторитет у детей и родителей. Они готовы работать по новым федеральным государственным стандартам. Умеют вести за собой учеников, используя продвинутые технологии. Участвуют и побеждают в учительских конкурсах всех уровней. Так, большинство номинантов, прошедших заочный тур конкурса «Учитель года Алтая», – это учителя начальных классов, люди с горящими глазами и детей с младшего возраста приучающие жить интересно. Сегодня есть ощущение того, что нам нравится наша работа.

Генриетта Татарникова, директор барнаульской гимназии № 42 (в народе именуемой «фабрикой звезд» из-за количества выпускаемых медалистов и внедряемых инноваций), коллегу поддерживает, но делает при этом неожиданное заявление:

– В 90-е годы, как ни странно, нам работалось легко: каждый учитель был сам себе новатор, потому что делал что хотел. И возник элемент хаоса. Для меня время перемен, о котором мы сейчас говорим, связано прежде всего со структурированием образования и наведением порядка, понятного учителям, родителям, детям, позволяющего достигать результатов и стремиться к новым успехам. И впервые, пожалуй, за всю историю образования края появились у нас округа, и базовые школы как элементы федеральных стажировочных площадок, и губернаторский клуб учителей-новаторов. Теперь, чтобы пройти стажировку, педагогам не нужно ехать в Москву. Уже второй год курсы переподготовки вместе с москвичами мы проводим на краевой площадке. Ситуация – уникальная для региона.

Александр Загайнов, директор гимназии № 126 краевой столицы, – один из самых молодых в крае руководителей. Его приход на должность директора совпал с самой активной фазой модернизации образования, причем в новом ее качестве. По словам Александра Викторовича, в крае есть все условия для решения главной задачи образования – выравнивания возможностей для получения качественного образования для всех детей, живут ли они в городе или селе:

– Мы можем подводить итоги, намечать рубежи, решать проблемы и взамен получать вал новых, тоже требующих оперативных решений. Но ключевой фигурой в системе образования останется учитель, не отстающий от времени, стремящийся к профессио-нальному росту, умеющий применять набор профессиональных навыков в конкретных условиях и избегать формализма в общении с родительским сообществом. Говорить на одном языке с папами и мамами мы научились, а сегодня вышли на новый уровень понимания. Того, что родители – главные заказчики и эксперты качества образовательных услуг.

 

Зачем ребёнку стрессоустойчивость

Реформы идут своим чередом, а школьных вопросов у читателей «Алтайской правды» меньше не становится. Зато меняется их содержание. Вот навскидку некоторые из них. Что делать, если еда, приготовленная в пароконвектомате (оборудование для приготовления школьных обедов), кажется ребенку невкусной? Можно ли добиваться от учителя ведения электронных дневников? Как вытащить сына, осваивающего учебную программу явно без энтузиазма, из группы хронических троечников? И что ЕГЭ грядущий нам готовит?

Как ни странно, никто, кроме нас с вами, отправляющих каждое утро в школу свое «солнышко», на эти вопросы не ответит. Поскольку мы и есть та самая родительская общественность, заказчики и эксперты. А посему будем объективны. Мы и не заметили, как привычны стали «мелочи», делающие жизнь мам и пап спокойной. Перешагнул ребенок порог школы – работающий родитель получает СМС-сообщение: все в порядке, мол, не волнуйтесь. А вечером достаточно зайти в Интернет, чтобы узнать об оценках не только со слов чада, отличных или не очень, это уж у кого как получается. Для тех, у кого в школе не все так радужно, рецепт Антония Никулина, председателя президиума Алтайского краевого совета родительской общественности:

– Очень важен контакт с педагогом. Но чтобы его наладить, требуются определенные усилия души. Гораздо проще утром отдать ребенка школе, а вечером задать ему единственный вопрос: «Что получил?» Или жаловаться на «невкусную», но здоровую, приготовленную на пару пищу, вместо того чтобы год за годом, сберегая детское здоровье, создавать в семье культ качественной еды. Как лидер родительской общественности обращаю внимание родителей на возможности сайта Главного управления образования и молодежной политики
с электронным адресом и номерами телефонов всех образовательных учреждений. Задать любой вопрос, получить консультацию сейчас не проблема. В эту пору, например, большинство обращений связано с предстоящим ЕГЭ. Ребенок заранее должен знать и о видеонаблюдении, обязательном во время работы над тестами, и о том, что во время экзамена ему не разрешат пользоваться сотовым телефоном. Да, сдавать первый в жизни серьезный экзамен сложно, и мы, родители, должны готовить ребенка к нему, давать ему навыки стрессоустойчивости. Если школьник привык работать, все у него будет хорошо.

А у директора Алтайского промышленно-экономического колледжа Алексея Комаринских (всего в крае 63 учреждения начального и среднего профессионального образования) интерес к успехам школы толка прагматического: чем качественнее подготовка и профориентация ребенка в школе, тем лучших абитуриентов получит колледж. Но Алексей Николаевич обращает внимание на то, что сегодня система профессионального образования края находится в процессе модернизации. А это значит, что во всех учреждениях улучшаются условия обучения, приобретаются новое учебно-производственное и лабораторное оборудование, компьютерная техника, реализуются такие учебные программы, которые позволяют нашим студентам получить нужную профессию, востребованную на рынке труда.

– В крае организована преемственность между школами, которые осуществляют предпрофильную подготовку, ориентируют выпускников на правильный выбор профессии, а мы в свою очередь обращаем особое внимание на психолого-педагогическое сопровождение первокурсников в период адаптации, – отмечает Алексей Комаринских.

 

Факт
Алтайский край входит в число лидирующих регионов, школьники которых на протяжении последних пяти лет демонстрируют высокие результаты выступлений на всероссийских и международных олимпиадах. В 2013 году средние баллы ЕГЭ по всем предметам превысили значения 2012 года, в два раза увеличилось количество стобалльных работ, сократилось количество школьников, не сдавших ЕГЭ. 6 школ Алтайского края во всероссийском рейтинге Минобр-науки России по результатам ЕГЭ и Всероссийской олимпиады школьников вошли в Топ-500 и Топ-54 (сельские школы).

 

Непохожий на тебя

А если ребенок из тех, кого принято называть детьми с особыми потребностями? Тема эта весьма близка Татьяне Ильюченко, депутату АКЗС, участнице пяти Паралимпийских игр, многократной чемпионке мира и Европы, куратору нескольких образовательных проектов политической партии «Единая Россия». Она уверена, что технологии инклюзивного образования пришли в школу не только в виде вертикализаторов, пандусов, поручней, комнат психологической разгрузки. Бесспорно, меры по созданию удобной безбарьерной среды значат очень много для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Но, по мнению спортсменки и общественницы, даже в идеально адаптированной среде ребенку с ДЦП будет некомфортно, если его однокашники не готовы принять «не такого, как мы»:

– Я побывала в нескольких школах края, в Барнауле, например, это гимназия № 122 и школа № 53, где учатся дети с проблемами опорно-двигательного аппарата. Была тронута тем, насколько корректно учителя и родители смогли подготовить ребятишек к уровню общения на равных. Толерантность мы все чаще узнаем по таким вот конкретным чертам, сознание наше перестраивается, но не само по себе, а благодаря тандему родителей, педагогов, детей.

О толерантности говорит и Валентина Гладких, директор барнаульского детского дома № 8. Здесь осталось всего 27 воспитанников при нормативном госзадании в 30 человек. Невыполненному плану Валентина Васильевна радуется, впрочем, как и тому, что закрываются в крае один за другим учреждения общественного воспитания. Ведь это означает, что дети находят свои семьи. Школа приемных родителей выпустила в 2013 году 26 родителей, ставших семьей для 32 ребятишек. Теперь вот дружат домами, звонят по скайпу и даже приезжают друг к другу в гости. География таких семей – весь край. И в каждой побывали специалисты детского дома. «Не только в рамках постинтернатного сопровождения. Мы должны убедиться, что нашим деткам хорошо с новыми родителями. А сегодня у нас еще один праздник. Мама забирает своего сына в кровную семью», – радуется за них Валентина Гладких. Она не любит, когда ее подопечных называют детдомовцами. Ведь ни внешне, ни уровнем духовного развития они не отличаются от «папиных» и «маминых» детей. Их точно так же не оторвать от компьютера или не выгнать с футбольной площадки, когда надо садиться за уроки. А у детского дома № 8 есть меж тем и своя фишка – образцовый самодеятельный театр. В нем 26 актеров. И никто не обижается, если вместо Герды приходится играть массовку, бросающую снежки.

 

Держи скорость, провайдер!

Наверное, правильно, когда проект с пометкой «впервые» стартует в краевой столице. Главное, чтобы после успешной обкатки он разошелся по городам и весям огромного края. Так, заместитель начальника Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края Марина Дюбенкова сообщила, что уникальный барнаульский опыт строительства кластеров уже рассматривается в крае как модель для создания подобных и в других населенных пунктах. Возможно, к традиционной уже цепочке «детский сад – школа – дополнительное образование» добавится и профессиональная составляющая. По отзывам родителей, концентрация в районах новостроек образовательных учреждений разных видов удобна тем, что ребенок весь день занят полезными развивающими делами на одной площадке, без переездов по всему городу. Но реально ли в селе создать инфраструктуру, подобную городской? Марина Владимировна подтверждает: каждый ребенок независимо от места проживания имеет сегодня доступ к качественному образованию, школьному или дополнительному, в том числе благодаря дистанционным и сетевым формам. Правда, возникают вопросы к качеству услуг провайдеров: в сельских районах они часто не держат заявленных интернет-скоростей. Картинка при этом получается такая. В принципе, если родитель заинтересован, из его ребенка может вырасти Майя Плисецкая, Илья Глазунов или Григорий Перельман.

А Владимир Федоров, директор краевого центра детско-юношеского туризма и краеведения, чьи воспитанники берут Гран-при на фестивалях всероссийского уровня, признает: сегодня перед системой дополнительного образования стоят задачи государственного масштаба, в ближайшее время необходимо охватить программами допобразования как можно больше детей и подростков. При этом важно использовать современные подходы и методы работы с учетом интересов наших детей.

Марина Дюбенкова подтвердила: в скором времени педагоги ожидают новую федеральную программу развития системы учреждений дополнительного образования. Руки, что называется, дошли и до этой, еще совсем недавно необязательной сферы.

Факт
В рамках Программы поддержки молодых специалистов 40 выпускников вузов, трудоустроившихся в малокомплектные школы, получили единовременное пособие, размер которого вырос в 2 раза, до 200 тыс. руб. За период выплаты единовременного пособия с 2011 года им воспользовались 120 молодых педагогов. Учителей со стажем работы до 5 лет, в принципе, становится больше, в 2013 году – на 12,3% (в 2011-м – на 9,2%, в 2012-м – на 12%). В 2013 году 98,8% специалистов системы общего образования прошли профессиональную переподготовку для работы по ФГОС. За период с 2006 года в крае реконструированы и построены 93 школы, 74 из них – в селах. Капитально отремонтированы 319 учебных заведения, школьный автопарк пополнился 290 новыми автобусами.

Факт
Участники «круглого стола», резюмируя, отметили, что обязательства, взятые на себя Алтайским краем по комплексной модернизации региональной системы образования, выполнены, качественные позитивные изменения достигнуты на всех её уровнях. Приоритет 2014 года – выполнение указов и поручений президента России, плана «Изменения в отрасли «Образование», направленные на повышение эффективности образования и науки» («дорожной карты»). Ожидаемый результат – высокое качество образования, развитая инфраструктура, решение кадровой проблемы, информатизация, реализация ФГОС, поддержка школ, работающих в сложных социальных условиях, и детей, испытывающих трудности в обучении и социализации, соответствие подготовки кадров и специалистов спросу на рынке труда и запросам работодателей.

Редакция газеты «Алтайская правда» благодарит управление по печати и информации Алтайского края и Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края за содействие в организации «круглого стола».

Тамара ПОПОВА

Фоторепортаж