Принимайте нас равными

00:00, 18 февраля 2014г, Общество 1675


Принимайте нас равными Фото №1

Каждый из нас ходил в школу и наверняка встречал там ребенка-инвалида, общение с которым в классе сводилось к минимуму, а иногда и вовсе осложнялось грубостью и жестоким отношением. А все потому, что он не похож на других.

В Барнаульском строительном колледже руководитель общественной организации «Молодые журналисты Алтая» Сергей Канарев и психолог краевого детского реабилитационного центра «Журавлики» Софья Носова провели для студентов урок толерантности. Встреча прошла в рамках проекта «Принимайте нас равными».

Именно этой теме посвятили встречу со студентами БСК.

По статистике, в нашей стране 8% детей рождаются с какими-либо отклонениями в здоровье. Помимо детей-инвалидов, которые признаны недееспособными по медицинским показателям, есть еще дети с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, не имеющие «официального звания» инвалид. Они лишены пособия по инвалидности и льгот. Но также нуждаются в поддержке и защите как материальной, так и психологической.

Студенты отнеслись к беседе очень серьезно, принимали активное участие в обсуждении этих проблем. Некоторые ребята откровенно признались в том, что они не раз испытывали чувство неловкости и дискомфорта в присутствии людей с ограниченными возможностями здоровья. По их словам, подобное случается из-за дефицита информации, незнания того, как правильно вести себя в такой ситуации. Здесь речь зашла о детях, имеющих отклонения в психическом развитии. В разговоре с психологом приняла активное участие студентка, уже имеющая опыт работы с такими детьми.

– Я знаю о детях с ограниченными возможностями не понаслышке. Доводилось с ними работать. К тому же у меня младший брат – инвалид. Но он настолько умный и смышленый мальчик, что его статус инвалида (именно статус, а не сама болезнь) мешает полноценно жить, – сообщила она. – Например, чтобы ездить на краевые олимпиады и спортивные соревнования, приходилось даже подделывать документы, потому что инвалидам не позволяют вести тот образ жизни, на который они способны по факту, а не по бумаге. И следует заметить, что именно общество нужно подготавливать к взаимодействию с инвалидами, потому что сами инвалиды уже готовы к общению. И начать нужно в первую очередь с семьи. Ведь только родные люди способны помочь ребенку обрести уверенность в себе.

Психолог согласилась, что огромную роль играет тот факт, что психически неуравновешенные дети ведут себя непредсказуемо, порой даже неадекватно.

– В моем дворе жил мальчик, страдающий психическим расстройством – синдромом Дауна или олигофренией, точно не помню, - говорит Софья Носова. Он вел себя на улице отвратительно. Он мог снять штаны перед публикой, строить гримасы. Иногда, проходя мимо него, я часто слышала в свой адрес всякие выкрики и брань. Опустив глаза, я старалась как можно быстрее пройти мимо. Я не знала, как себя вести с ним. Мне было неприятно и неловко находиться в его присутствии. Однако хотелось чем-то помочь. Наверное, поэтому я и выбрала профессию психолога.

Софья, которой часто приходится работать с детьми, страдающими аутизмом, синдромом Дауна, олигофренией и другими отклонениями, подробно объяснила студентам, что проблема заключается в том, что такие дети несколько иначе воспринимают окружающий мир и достаточно своеобразно выражают свои эмоции. С ними бывает тяжело найти общий язык, но тем не менее это возможно.

С другой стороны, психолог считает, что уровень социализации зависит от ближайшего окружения, в первую очередь от родителей. То, насколько хорошо родители осознают состояние ребенка, какие меры они принимают по его воспитанию, лечению и знакомству с обществом, может либо помочь, либо навредить.

Некоторые родители окружают свое чадо гиперопекой и сверхзаботой. Нередко мама постоянно стремится оградить его от малейшей опасности, любой ценой не дать столкнуться с угрозами окружающего мира, защитить от всего и вся. Такое поведение неразумно в борьбе с болезнью. Ребенок должен постепенно адаптироваться в обществе, для того чтобы получить пропуск в жизнь. Здесь в диалог вступила девушка, которая привела обратный пример:

– У меня двое маленьких сыновей дружат с девочкой, у которой есть психическое отклонение. Родители, по-видимому, не ограждают ее от общества, что хорошо, но порой я не знаю, как мне себя с ней вести. Я горжусь своими детьми, они у меня молодцы. А вот я боюсь за ней недосмотреть или сделать что-то не так.

Но, несмотря на подобные сложности, следует помнить, что ограниченные возможности – это всего лишь препятствие на пути к нормальной деятельности, а не крест на судьбе человека.

В течение урока студенты заметно прониклись сочувствием, многие, кто молчал в начале урока, подключились к беседе, стали принимать активное участие, рассказывать случаи из жизни, делиться своими рассуждениями и мыслями. Довольно часто людей с какими-либо отклонениями в здоровье называют ненормальными. А что такое норма? – спрашивали ребята. – В представлении людей норма – это своего рода стандарт, к которому относится большинство, общая масса. Это касается внешнего вида, поведения, мышления. Такое стереотипное восприятие окружающих приводит к тому, что люди, не попадающие под понятие «норма», часто испытывают недостаток общения, чувствуют себя одинокими и непонятыми.

Поэтому одна из задач современного общества заключается в том, чтобы создать благоприятную атмосферу и поселить в сознании людей позитивный образ ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Доказать им, что любой человек уникален и способен проявлять свои таланты независимо от своего положения в обществе.

Эту цель и преследует проект «Принимайте нас равными», который направлен на пропаганду толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Студентам предложили принять участие в деятельности проекта и разработать макет баннера социальной рекламы.

Урок толерантности, прошедший в БСК, стал первым в рамках общественной кампании. Следующие уроки планируется провести в таких вузах, как АлтГУ, академия культуры и искусств, Институт архитектуры и дизайна технического университета.

Елена Касимова, Мария Судакова.

Фоторепортаж