Старый новый

от эпохи к эпохе значение слов в словосочетании от перестановки не меняется

00:00, 11 января 2014г, Общество 2054


Старый новый Фото №1

В ночь на 14 января в России наступит Новый год по старому стилю – юлианскому календарю. Как же мы любим праздники! По статистике, каждая 10 семья в нашей стране традиционно встречает начало года дважды. А большинство, хоть и не накрывают на старый Новый год стол, но все же поздравляют с этим днем друзей и не отказываются от подарков.

В канун такого оксюморонного праздника (словосочетание «старый новый» филологи называют оксюмороном) «Алтайская правда» решила проверить, работает ли в наши дни известный афоризм: все новое – это хорошо забытое старое.

Пора залезть в бабушкин шкаф

Первое, что приходит на ум, – это одежда. Именно с подиумов и глянцевых журналов чаще всего летит к нам фраза «снова в моде, как и много лет назад…».

Кстати, есть легенда, что само выражение «все новое – это хорошо забытое старое» стало популярным благодаря модистке французской королевы Марии Антуанетты. В своих мемуарах, которые вышли в 1824 году, мадемуазель Бертен высказалась так по поводу подновленного ею старого платья королевы. Правда, историки с сарказмом замечают, что эта мысль была воспринята как новая тоже только потому, что она была хорошо забыта. Еще английский поэт Джефри Чосер (1340-1400) сказал, что «нет того нового обычая, который не был бы старым».

Барнаульский модельер Елена Ветрова добавляет:

– Мода всегда циклична. Поэтому, что касается одежды, формула «все новое – это забытое старое» как никогда актуальна. Например, этой зимой на пике популярности мохер (шарфы, кофты, шапки). А ведь он был позабыт со времен наших мам. Из этой же серии мужские кожаные штаны, пальто с лисьим воротником, сумки-саквояжи.

Алена Березикова, продавец крупной сети обувных магазинов, рассказывает:

– У нас сейчас самый популярный у молодежи товар – это валенки! Они, конечно, не такие, какие носили наши бабушки (продаем более нарядные, с вышивкой, стразами, ленточками), но по факту это все та же обувь, про которую пели песни: «…ой, да не подшиты, стареньки».

Мыльная опера

Кроме одежды и обуви к нам возвращается много товаров из прошлого. Вот что говорит продавец-консультант отдела бытовой химии Валентина Луковская:

– Я заметила, что в последние годы резко возрос спрос на хозяйственное мыло. Его покупают даже современные хозяйки, говорят, что им лучше стирать, чем новомодным порошком. Еще сейчас популярен простой детский крем. Женщины даже просят: «Дайте без добавок, тот, что был у наших мам, он натуральнее и от него больше эффекта».

В барнаульском салоне красоты «София» нам привели другой пример:

– Мода к нам приходит из Москвы. Во многих очень дорогих столичных парикмахерских стали предлагать услугу – покраску волос хной. Правда, называется это процедура эффектнее, что-то типа «спа-колор-лечение натуральными травами». Но суть та же – после хны волосы лучше выглядят, чем после дорогой французской краски, вот поэтому и возвращаемся к старому. Есть еще другие «старинные» процедуры: помыть голову водой с добавлением золы или отваром крапивы.

Кока-кола отдыхает

Многие барнаульские кафе и рестораны этой зимой стали добавлять в меню старинные, совсем забытые напитки. Теперь в кофейне можно попить сбитень – старорусский напиток с медом (правда, стоит он 150 рублей).

Агафья против Моники

В управлении ЗАГС по Алтайскому краю приводят свою статистику. С каждым годом родители все чаще называют малышей забытыми русскими именами. Если лет десять назад в моде были Моники, Анжелики, Миланы, Девиды, Себастьяны, то сейчас их опережают Агафьи, Марии, Феодоры, Добрыни, Жидиславы.

Прогресс за регресс

«Вперед в прошлое» смотрят и многие разработчики мобильных устройств. Так, в магазинах сотовой связи стали продаваться телефонные трубки (очень похожие на те, что были в больших советских стационарных телефонах) для… айфонов. Продавцы поясняют:

– Трубка крепится к телефону через проводок, как наушники. Вы не представляете, с какой радостью их покупают. Люди говорят, что теперь можно нормально пообщаться: мобильный из рук не выскользнет да и вообще настроение особое и слышать через трубку лучше.

Интересно, лет через 500 что для людей 2514 года будет новым? Может, гаджетом назовут мини-пылесос или пилу «Дружба»... Главное, чтобы в моде остались газеты, ведь никакой Интернет не заменит шелеста свежего номера «Алтайской правды».

Фоторепортаж