Эти песни и романсы…

12:09, 28 декабря 2013г, Культура 3494


Эти песни и романсы… Фото №1

Одним из главных музыкальных событий декабря в Барнауле стал концерт «Любимая музыка кино», посвященный 90-летию выдающегося композитора Исаака Шварца. Он прошел на сцене краевой филармонии, и уже за полторы недели до него все билеты в кассах были буквально сметены. Это неудивительно: Исаак Шварц создал кантаты, симфонию, три балета и множество камерных сочинений, но стоит только сказать, что он автор музыки к фильмам «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья» и «Соломенная шляпка», как вы тут же вспомните мелодии его песен и романсов, давно ставших практически народными.

Композитор создал музыку более чем к 120 картинам, сотрудничал с великими режиссерами, среди которых Иван Пырьев, Михаил Ромм, Сергей Соловьев, Алексей Герман, Петр Тодоровский и многие другие, создавал чудесные песни в соавторстве с Булатом Окуджавой. Всенародно любимые романсы в Барнауле прозвучали в исполнении совсем молодых петербургских оперных певцов, уже ставших лауреатами международных конкурсов.

Так, в исполнении меццо-сопрано Эвелины Агабалаевой прозвучали песни «Есть муки у огня», «Капли датского короля», романсы «В нашем старом саду» и «Белый парус разлуки». Любовь Самойленко (сопрано) спела песню «Ты уходишь, уходишь», «Песенку о несостоявшихся надеждах» (из фильма «Соломенная шляпка»), романс «Любовь и разлука» («Нас венчали не в церкви») и поистине волшебный романс «И цветы, и шмели», написанный Исааком Шварцем на стихи Бунина к спектаклю «Дядя Ваня». Наконец, баритон Иван Сапунов исполнил романсы «Долго ль мне гулять на свете», «Не спрашивай зачем…», песни «Не обещайте деве юной» и «Ваше благородие, госпожа удача». Чудесные вокальные номера перемежались с вальсами и сюитами из кинофильмов в исполнении симфонического оркестра филармонии, дирижировал дипломант всероссийского конкурса и дипломант театральной премии «Золотая маска» Дмитрий Лузин.

А вначале публика увидела нарезку из самых популярных фильмов: «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья», «Мелодия белой ночи», «Дикая собака динго», «Сто дней после детства» под музыку Исаака Шварца. Перед зрителями выступила вдова композитора Антонина Нагорная-Шварц – хранительница его творческого наследия, директор дома-музея Исаака Иосифовича в поселке Сиверском под Санкт-Петербургом, где он прожил последние 45 лет, и идейный вдохновитель этой концертной программы.

– Я считаю, пока исполняют произведения композитора, он живет, – говорит Антонина Владимировна. – Молодые певцы очень прониклись этой музыкой и откликнулись на мое предложение с удовольствием, подошли к работе очень ответственно. С этими ребятами нам очень повезло. Сейчас романс переживает расцвет и молодые оперные исполнители понимают, что рано или поздно с ним придется столкнуться, так что этот опыт им будет полезен.

– Приоткройте тайну, как создавалась всеми любимая музыка?

– Это всегда было незаметно. Дело в том, что Исаак Иосифович никогда не сочинял за инструментом, он нужен был, только чтобы записать музыку. Но я понимала, что он постоянно напряженно работает. Мы гуляем, он начинает что-то насвистывать, и я замолкаю: что-то у него созрело. Если была под рукой бумага, он записывал, но это не значило, что именно эта тема, эта мелодия будут использованы в фильме.

Он никогда не писал музыку заранее, должен был увидеть черновой материал, услышать, как говорят актеры, почувствовать динамику кадра. Режиссеры это ценили и называли его музыкальным драматургом. Бывало, он даже советовал переставить кадры, приглушить какие-то акценты. И режиссеры, как правило, прислушивались… А еще Исаак Иосифович обычно дотягивал до последнего, специально создавал себе такие авралы, а потом работал ночами.

– Вы – директор дома-музея Исаака Иосифовича, открытого два года назад. Что там сейчас происходит?

– Его музыка там звучит всегда. Музей работает, и меня очень радует, что количество посетителей постоянно увеличивается. Он ведь расположен в 70 километрах от Петербурга, то есть к нам надо специально добираться – но люди приезжают, и это приятно.

Фоторепортаж