Откуда раны на земле

00:00, 14 декабря 2013г, Общество 2264


Откуда раны на земле Фото №1

Свыше 3 250 000 рублей предъявлено административных штрафов отделом земельного надзора управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай за ненадлежащее
использование земель.
Сам по себе факт заставляет не только задуматься, но и посмотреть, где же узкие места? Чтобы ответить на вопрос, начальник этого отдела Сергей Бедный прочитал обстоятельную лекцию. После нее стало понятно, что в рамки одной газетной публикации тема не укладывается, придется применить, так сказать, точечный подход. Рассмотреть одну грань проблемы – нарушение плодородного слоя копателями.
Сергей Анатольевич сел за руль служебной легковушки, по дороге продолжал объяснять, что земли сельскохозяйственного назначения очень уязвимы. Можно ли с этим доводом поспорить?
Людмила Извекова, обозреватель «АП».

Тернистый путь к… наказанию

Государственный инспектор отдела земельного надзора управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Иван Петряшин всегда в форме. Мимо земляных работ не пройдет.

Когда от Новороманово в село Александровка вели газопровод, проверил, как идут работы. Заметил: чернозем перемешан с глиной, то есть нарушено земельное законодательство РФ при рытье траншеи. Делать-то надо было по-хозяйски, как это положено. Плодородный слой почвы убрать с намеченного для строительства или других видов работ участка. Или сложить в одну сторону, чтобы вернуть потом на место. Казалось, все просто: сделали – восстановите, как было. Это и называется рекультивацией.

Иван Александрович рассказывает: когда он увидел, что плодородный слой не снят, а бригада работает, на вопросы: кто, почему, зачем – отправили к начальству. Госинспектор потребовал документы. Их не представили.

– Госинспектор затребовал у БЭСР («Барнаулэлектроспецремонт») необходимые для проведения административного расследования документы. Их в назначенное время не представили.

Иван Петряшин посылает уведомление о том, что будет составлен административный протокол за неисполнение законного требования должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль (надзор). Не подействовало.

Спустя две недели составил протокол о непредставлении документа. Протокол был передан мировому судье. В тот же день Иван Петряшин наконец получил то, что требовал.

Сегодня госинспектор говорит, что это – не единичный случай. На каждом шагу сталкивается именно с подобным отношением к органам государственного контроля (надзора).

После того как в руках оказались документы фирмы, все пошло, как и требуется, по закону. Были отобраны образцы почвы с нарушенного и контрольного участков, затем отправлены в лабораторию. По результатам экспертизы составлены протоколы о нарушении земельного законодательства.

Спрашиваю Ивана Петряшина: откуда такое отношение?

– Причина – желание руководителей сделать работу быстрее и с наименьшими финансовыми затратами.

Куда проще копать яму сразу, проложить трубу и зарыть, не удаляя при этом плодородный слой почвы и без рекультивации.

Как научить людей уважать закон? К сожалению, сегодня это приходится прививать наказанием рублем. Нарушил – заплати в бюджет.

Раз – траншея, два – траншея

Поля крестьянско-фермер-ского хозяйства «Березовая роща». Именно здесь вело строительство газопровода предприятие «БЭСР». Хозяйство могло предъявить иск в судебном порядке для возмещения ущерба. Не стали, узнав, что нарушителями занялась служба Россельхознадзора.

Беседуем с главой фермерского хозяйства Александром Степановым.

– Я не собственник, а землепользователь, – говорит Александр Павлович, – но повторю: такое обращение с землей – варварство. У меня «БЭСР» прошел около 2 километров по полям. Когда приехал мастер, я спросил его: что же вы сделали? Кругом траншеи, к полю не подъедешь…

Рассмотрим ситуацию подробнее. В обороте фермерского хозяйства 1650 гектаров, как шутит Александр Павлович, «сеем все, что растет». Когда взяли землю, урожай был мизерным, но долгие годы ухода, вложений принесли свои плоды. Урожай зерновых пошел под 40 центнеров с гектара.

Это ли не радость для земледельца – плодородные поля?

Беседуем мы как раз возле них. Хорошо виден след, который остался после прокладочных работ.

Какой урон нанесен хозяйству? Александр Степанов отвечает, что важнее для коллектива моральный ущерб. Работая на земле, крестьяне стараются привести ее в порядок, конечно, болеют за это душой.

Приводили в чувство землю 8 лет, боролись с сорняками, вносили удобрения. А теперь, для того чтобы восстановить нарушенный участок, понадобится лет 30. Масштабы его вроде небольшие – метра 3 шириной и 2 километра длиной. Говорит, что потерял в год 50 -100 тысяч. По мнению Степанова, так актуален и нужен контроль надзорных органов. А организации, выполняющей работы, не помешает сменить подходы, ведь прокладка труб продолжится и в будущем году.

Руководитель фермерского хозяйства Александр Степанов – депутат районного собрания, знает: люди обижались за нарушенный покос.

Депутат районного собрания Жанна Сидорова подтвердила, что факт не вымышленный. Она рассказала про участок, которым владеет Владимир Лашков. Теперь на покосе, который обихаживали и улучшали многие, засевая травами, следили за тем, чтобы не было проплешин, проходит большая колея. Ров пересек по диагонали покос.

«Никто с проектом не познакомил, не поставил в известность, что пройдет траншея».

Фермерские поля, покос. Сегодня мы ведем речь о землях сельскохозяйственного назначения. На мой взгляд, не важно, чьи они по документам – паевые, арендуемые. Земля есть земля, от ее принадлежности и печатей на бумагах суть не меняется: гумус в одночасье не восстановить. Неоднократно слышала: такую очень важную работу делают строители для людей. В одном из разговоров прозвучало, что, мол, не секрет, иногда сквозь пальцы смотрят на следы прокладки труб, лишь бы дело продвигалось. Да что лукавить, подобные следы остаются не только на землях сельхозназначения. Можно, конечно, по-человечески понять: стараются, торопятся быстрее провести. Для нашего же блага. Соль в том, чтобы извлечен был урок из ошибок. Известно, что дальше продолжат тянуть ветку на Калманку. Что ждать?

По словам главы администрации Новоромановского поссовета Андрея Носачева, природное топливо люди очень ждут, каждый день интересуются, как проходит газификация.

– Пока газифицировано 112 квартир в Новороманово, полностью все сделано в Александровке.

Жалоб на незарытые траншеи в сельсовет не поступало, видимо, ни на чью мозоль не наступили, – как выразился Андрей Васильевич.

Основные работы на территории сельсовета намечены на 2015 год, а в будущем, 2014 году главным делом будет прокладка магистральной линии к райцентру.

Беседуем с начальником отдела развития сельского хозяйства администрации Калманского района Николаем Платыциным.

По его словам, до сегодняшнего дня в основном велись работы на землях фонда перераспределения района. Когда потянут трубы на Калманку, будут прокладывать их по паевым участкам. Там уже пойдут конкретные жители и товаропроизводители, которые арендуют земли у пайщиков. Тогда посмотрим.

Важно, чтобы когда труба была уложена, по всем правилам провели рекультивацию. Вот это и есть слабое звено – неплотная трамбовка, после чего и появляются ямы.

И вот здесь невольно вспомнилось, как на кромке поля «Березовой рощи» начальник отдела земельного надзора управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Сергей Бедный пояснял на примере, который был перед глазами, на том самом фермерском поле:

– Если никаких выводов не будет сделано и нарушенный участок не будет восстановлен, то мы вынуждены будем выходить в арбитражный суд с предъявлением суммы ущерба. За один нарушенный квадратный метр в данной местности – более тысячи рублей. Эти слова, как я поняла, имеют прямое отношение к предприятию «БЭСР».

Об экологическом уроне

Начальник отдела земельного надзора не ограничился лишь фактами, выявленными в Калманском районе.

– Экологический урон, причиняемый действиями, а иногда и бездействием в отношении почв, значителен. Алтай – аграрный регион, однако факты подтверждают, что варварское отношение к земле-кормилице не изжито и у нас. Некоторые нерадивые хозяйствующие субъекты исходят из знакомой философии: на наш век хватит, а потом хоть трава не расти. Земля плодородна, но очень ранима, ведь уничтоженный в одночасье гумусный слой восстановить в короткие сроки просто невозможно.

В отдаленные поселки сегодня проводят газ, интернет-линии, ремонтируют и строят автомобильные дороги, и все это сопряжено с работами на земле. Не всегда отношение строителей к почве на должном уровне. Горе-копатели, уничтожая верхний плодородный слой, негативно влияют на почвообразовательный процесс, ухудшая свойства земли. В зависимости от условий 1 сантиметр почвы образуется за срок от 10 до 50, но иногда до 300 лет и более.

За порчу земель предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Ответственность за ущерб определяется согласно методике, которая предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства РФ в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Суммы могут достигать огром-
ных величин, например, за загрязнение почвы опасными химическими веществами минимальное значение 1200 рублей за один квадратный метр. Но и даже в случае оплаты причиненного вреда нарушитель обязан провести рекультивационно-восстановительные работы на земельном участке.

По словам Сергея Бедного, такие случаи не единичны, работа по выявлению результатов деятельности незаконнопослушных граждан и организаций продолжается.

Возвратимся к случаю в Калманском районе. Как чувствует себя после административного иска наказанная сторона? Звоню начальнику технического отдела «БЭСР» Валерию Шмелеву. Он является представителем компании, как мне говорили, «ее связующим звеном с миром». Валерий Геннадьевич на звонок из редакции ответил сразу. Это уже показалось большим плюсом: не надо было играть в догоняшки, чтобы на вопрос получить разъяснение. Валерий Шмелев сказал: да, конечно, об административном иске знает. Ему известно, что прежде чем зайти на объект, должны были снять верхний слой земли, но работы шли в декабре, помните, какие снега были в минувшую зиму? «Подвели форс-мажорные обстоятельства. И данный случай непоказателен». Ну а насчет гласности – владелец сенокоса знал о прокладке газа, неоднократно встречались и фермерское хозяйство, по словам представителя фирмы, без претензий.

Мы говорили о продолжении большой газификации в крае, о том, как сказал В.Шмелев, «будем участвовать в тендере» И вот наконец прозвучали долгожданные слова: «Впредь мы не допустим нарушений».

Честно говоря, хотелось это услышать от всех, кто сегодня прокладывает траншеи для проведения газа, чтобы вспоминали люди только добрым словом это значительное событие в жизни и никто не плакал над засыпанной цветочной клумбой или колеей на покосе.

Уж очень эта тонкая субстанция – земля. Всегда ранит сердце.

Фоторепортаж