В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ КРАЙИЗБИРКОМА

00:00, 23 июня 2010г, Общество 1675


В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ КРАЙИЗБИРКОМА Фото №1

23 июня 1995 года состоялось первое заседание Избирательной комиссии Алтайского края. Тогда федеральным законодательством ей был придан статус юридического лица. О том, как развивалась система все эти годы и какие предстоят новации, наш сегодняшний разговор с председателем Избирательной комиссии Алтайского края Ириной Акимовой.

– Институт избирательных комиссий – ровесник российского парламента. Следует заметить, что избирательные органы в форме комиссий были созданы первыми избирательными законами 1905 года. Существовали они и в советское время, – рассказывает Ирина Леонидовна. – Но уже в девяностые годы прошлого века появилась новая концепция организации и деятельности избиркомов, правовую основу которой составил федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав граждан 1994 года. После этого началось создание комиссий субъектов Российской Федерации, действующих на постоянной основе. Именно с того периода наша избирательная комиссия и ведет отсчет своей деятельности.

– С тех пор многое ли изменилось в избирательном законодательстве?

– Конечно! И речь идет не только о законодательстве, но и о изменении избирательных процедур.

Федеральный законодатель после каждого избирательного цикла серьезно осмысливает эти процессы. Выявляются сложности, проблемы, а иногда и злоупотребления со стороны участников избирательного процесса, возникающие при проведении выборных кампаний: президентских, думских, муниципальных. И после этого, бывает, кардинально меняются правила игры на электоральном поле.

Тот же закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме" изменялся в 1999 и 2002 годах. Но и последняя его редакция претерпела большое количество изменений. Отдельные базовые позиции, что были в первой редакции, сегодня либо изменены, либо исключены полностью.

К примеру, это касается института досрочного голосования. Вначале он существовал для многих избирательных кампаний, потом отменен при выборах на федеральном и региональном уровнях (его оставили только для голосования в труднодоступных и отдаленных местностях). А теперь досрочное голосование отменено даже на выборах в органы местного самоуправления.

В дальнейшем, я думаю, кардинальной ломки федерального избирательного законодательства происходить не будет. Но отдельные этапы избирательных процедур трансформируются… К примеру, речь идет об избирательном залоге. Кстати, в прошлом году залог был полностью отменен. Сказалось ли это на избирательных процедурах? Несомненно, ведь ряд кандидатов на выборах использовали возможность залога.

Это же касается и сбора подписей в поддержку того или иного кандидата, списка кандидатов. Например, последние изменения в избирательное законодательство предусматривают уменьшение числа подписей избирателей, необходимых для регистрации федерального списка кандидатов на выборах депутатов Государственной думы. 

– А что означает "изменение избирательных процедур"?

– Современное развитие информационных и коммуникационных технологий предъявляет требования и к модернизации избирательного процесса. В порядке эксперимента в отдельных регионах России наряду с голосованием в традиционной форме применяются различные технические средства. Это так называемое электронное голосование. На сегодняшний день используются две его формы: КОИБы (комплексы обработки избирательных бюллетеней), оснащенные сканерами, и сенсорные устройства для голосования – КЭГи (комплексы электронного голосования), по своему внешнему виду напоминающие банкоматы.

На выборах в октябре 2010 года голосование с использованием КОИБов будет осуществляться в Томской области.

Центральная избирательная комиссия РФ уже определила, что на выборах 2011-2012 годов не менее 10 процентов избирательных участков страны должны быть оснащены техническими средствами для голосования. Несомненно, автоматизация избирательных процедур направлена на создание комфортных условий для избирателя, повышение надежности распознавания машиной отметок в бюллетене, обеспечение защиты от фальсификации итогов голосования.

Предполагается, что к 2016 году наша система для голосования будет полностью пере-оснащена такого рода техническими новшествами.

А еще интернет-голосование или выражение волеизъявления избирателя с помощью СМС-сообщений. Конечно, при внедрении и использовании новых систем существуют определенные сложности. Но ведь мы живем в 21 веке и нужно успевать за его супертехнологиями. Большинство избирателей привыкло к традиционным формам волеизъявления: прийти с паспортом на участок, получить бюллетень, поставить на нем галочку и опустить в урну. Но ведь жизнь не стоит на месте. Будет изменяться и статус избирательных комиссий.

– И что это значит?

– Деятельность избиркомов сегодня становится более значимой и в межвыборный период. Начиная с 2005 года, после внесения изменений в федеральное законодательство и субъектов РФ, они получили возможность контроля за внесением средств в партказну и имуществом политических партий. Идет контроль за поступлением и расходованием средств региональных отделений партий, проверяются законность и правомерность пожертвований, вносимых физическими и юридическими лицами. Мы это делаем через налоговые службы, органы юстиции, систему ГАС "Выборы".

– Есть ли какие-либо сложности при такого рода проверках?

– В Алтайском крае таких проблем нет. Другое дело, что некоторые партии представляют нулевые отчеты. Это значит, что особой финансовой деятельности там не ведется. Вся такого рода информация ежеквартально выставляется в режиме свободного доступа на сайте краевой Избирательной комиссии.

– Недавно был принят федеральный закон, предоставляющий возможность равного освещения деятельности политических партий государственными СМИ…

– На федеральном уровне такой контроль осуществляет ЦИК России. А на уровне субъекта Федерации он возложен на нашу комиссию. Это потребует принятия соответствующего краевого закона, а также создания определенных методик учета эфирного времени, затраченного на освещение деятельности отделений политических партий государственными региональными теле- и радиоканалами. Вместе с тем я хорошо понимаю, что партии тоже создают неравнозначные информационные поводы.

– Новации, что прошли в муниципальном законодательстве, как-то изменяют выборные процессы?

– Естественно! Появляются новые формы "прямой демократии". В частности, речь идет о референдумах по самообложению – сбору средств гражданами для решения тех или иных вопросов жизнеустройства.

Еще одна тема – изменение статуса и границ муниципальных образований. Узнать мнение населения можно только посредством такого рода голосования. И самый красноречивый пример этому – объединение Змеиногорска и Змеиногорского района. Референдум – весьма значимая форма, ведь для принятия такого рода решения должно было высказаться более пятидесяти процентов избирателей в обоих муниципалитетах.

Вместе с тем последние изменения в федеральном законодательстве позволяют проводить объединение сельских поселений не с помощью референдума, а через решение депутатского корпуса муниципальных представительных органов с последующим принятием закона Алтайского края. Это увеличивает нагрузку на избирательные комиссии. Ведь нужно нарезать избирательные округа и провести выборы депутатов уже объединенного, вновь образованного сельского поселения.

Вместе с обеспечением таких масштабных мероприятий, как выборы, избирательная комиссия Алтайского края занимается и адресными формами работы.

– В чем они заключаются?

– Во-первых, это работа с лицами с ограниченными физическими возможностями. Это инвалиды по зрению и слуху, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. А ведь зачастую они являются очень активными избирателями. Да и потом, участие в процедуре голосования – не только конституционное право, но и возможность для таких людей расширить свою социализацию в обществе. Поэтому при Избирательной комиссии Алтайского края создана рабочая группа по взаимодействию с общественными организациями инвалидов.

Важно организовать возможность проголосовать такому человеку на избирательном участке. Поэтому при любой возможности помещение для голосования устраивается на первом этаже здания. И очень замечательно, если на входе есть пандусы для заезда. Хотя, нужно признать, большая часть зданий такого рода устройствами не оборудована.

И, во-вторых, работа с молодыми избирателями, кому сегодня от 18 до 30 лет. Очень многие из них – студенты. И реализация ими избирательного права иногда затруднена. Ведь эти люди уезжают на учебу из своих родных сел в города.

Радует то, что все больше молодых людей хотят принимать участие в выборах уже в качестве кандидатов на те или иные должности. И они начинают одерживать победу на выборах.

Особое направление работы крайизбиркома – информирование населения о своей деятельности. Сегодня проходит обновление наш сайт. Отдельный раздел будет посвящен молодежи. Появится и интернет-игра "Я – молодой кандидат". Она поможет молодым людям, желающим поучаствовать в выборах, познакомиться со всеми стадиями избирательного процесса. Ведь в реальной жизни, как правило, приходится учиться на своих ошибках. Презентация новой версии сайта и игры будет как раз на 15-летие Избирательной комиссии Алтайского края.

– Какие выборы пройдут в крае предстоящей осенью?

– Единый день голосования состоится 10 октября. В ряде муниципалитетов будут избирать депутатов. К примеру, в ЗАТО "Сибирский", дополнительные выборы депутатов в Белокурихе, Волчихинском, Советском и Целинном районах. Предстоит избрание глав ряда муниципальных образований, а также выборы в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований. По предварительным оценкам, право участвовать в осенних выборах будут иметь около сорока тысяч жителей Алтайского края.

Новости партнеров
Фоторепортаж