Генетический код

Наш земляк Андрей Беляев свои картины не пишет, а делает, потому что материал у него не краски, а береста…

00:00, 20 сентября 2013г, Культура 2145


Генетический код Фото №1

Берестяные картины мы увидели в школе села Калмыцкие Мысы Поспелихинского района на выставке, устроенной для участников автопробега «По следам «Царицы ваз». Автор их – Андрей Беляев, как оказалось, уроженец Калмыцких Мысов. 

- Картины из бересты я начал делать лет пять назад, – рассказал он. – Мой дядя делает из бересты иконы, у него я с берестой и познакомился. Из нее многое можно сделать… Но литературы мало, и она в основном касается плетения из бересты, да к тому же на уровне детского творчества. Поэтому до всего приходится доходить самому.

Береста – излюбленный материал изготовителей сувениров, правда, делают они в основном туески да шкатулки. Приходилось видеть и картины из нее, но в большинстве на тему «С легким паром!» (мужик с веником и шайкой, девушка в бане или что-нибудь еще в этом же роде). А вот работы Андрея Беляева так и тянет назвать картинами: лес, снег, осенняя листва – все чувствуется, все осязается. Удивительную эту подлинность придает работам именно материал.

Береста может быть тонкой, как бумага, а может – толстой, как дерево. Берестяная картина не пишется, а делается, а еще точнее, клеится слой за слоем.

- Первый слой – это даль. А потом слой за слоем остальное по мере приближения к зрителю, – рассказывает Андрей Беляев. – Создается иллюзия объема.

Сюжеты работ Андрея Беляева разные – это и русские былинные богатыри, и собаки, напавшие на кабана, и зимний пейзаж, и бредущий по лесу медведь. Особенно впечатляют пейзажи: фактура березовой коры делает изображение объемным, выпуклым, придает достоверности.

- Береста иногда сама диктует сюжет, – говорит художник. – Берестяные наросты создают композицию. Я стараюсь, чтобы от природы в картине было как можно больше, чтобы работал материал, а не краски. Береста ведь практически вечный материал – только огня боится. Ну так огня все боится.

Андрей Беляев окончил сначала Новоалтайское, а потом Новосибирское художественные училища. Сейчас живет в Новосибирске и преподает в центре детского творчества Советского района города.

- Учу и детишек делать картины из бересты. Им это нравится, – говорит он.

Интересно, что за сырьем Андрей ездит на Алтай, в Колыванский район, в других местах береста не та. Приезжает на родину и картинами: зимой была выставка в Поспелихе, сейчас вот его работы выставлены в Калмыцких Мысах.

Кроме бересты он пишет картины и в более привычных техниках – маслом, акварелью, углем, карандашом. Некоторые из этих его работ уже уехали к частным собирателям живописи в Германию, Италию, США, Канаду, в страны Африки. Бересту же ценят в основном соотечественники – это, видать, наш генетический код.

Исчезающее искусство

Художников, делающих из бересты картины, единицы. Евгений Ушаков из Иркутска, умерший в 2012 году, разработал уникальную технику пластинчатой мозаики из бересты, в которой создавал картины и станковые панно на самые разные сюжеты, вплоть до библейских. Размеры его работ достигали 20 кв. метров. Эти панно украшали в Иркутске гостиницы «Интурист» и «Ангара», музыкальный театр, аэровокзал, но на сегодня, как пишут в интернет-СМИ, осталось лишь одно панно в кинотеатре «Баргузин», да и от него руководство кинотеатра намерено избавиться, так как панно дисгармонирует с попкорном, кока-колой и прочими атрибутами нынешнего кино.

О бересте

Береста (берёста) была одним из главных писчих материалов в Индии до появления бумаги. Различные народы используют бересту в качестве кровельного материала и для изготовления лодок. Береста хорошо воспламеняется и долго горит, поэтому многие народы России издавна используют её для растопки печей и разжигания костров. Сейчас в России из бересты изготовляют наборные рукояти ножей. Такими можно пользоваться в полевых условиях в мороз и в жару из-за низкой теплопроводности бересты. А высокие водоотталкивающие свойства избавляют от необходимости делать дополнительную пропитку. Из бересты путем сухой перегонки получают дёготь, который входит в состав мазей Вишневского и Вилькинсона. Береста активно используется в народных промыслах как прекрасный поделочный материал для изготовления туесов, шкатулок, художественных панно, сувенирной продукции и других изделий. 

Фоторепортаж