Посмотрим прошлому в глаза

В Алтайском государственном архиве впервые открылась выставка, посвященная особым архивным документам – фотографиям…

00:00, 10 сентября 2013г, Культура 2900


Посмотрим прошлому в глаза Фото №1

Человек разными способами пытался остановить мгновение. Вначале было слово – устные предания. С появлением письменности их стали записывать. Вместе с тем человек всегда пытался зарисовать то, чему был свидетелем, запечатлеть зрительно. Живопись, при всем ее значении, не удовлетворяла массовым запросам – терялся эффект сиюминутности. Мгновение делалось слишком монументальным и оттого переставало быть мгновением. И тогда была изобретена фотография…

О том, как фотография пришла в Барнаул, рассказала Ольга Дударева, заместитель директора Алтайского госархива:

- В конце XIX века появились первые фотографы в Барнауле. После революции, в августе 1919 года, вышло распоряжение о национализации предприятий кинематографа и фотографии, их имущество реквизировалось и передавалось в систему кооперации. После череды передач фотоателье по разным ведомствам в 1971 году они попали в систему бытового обслуживания. А потом, после перестройки, снова стали частными. Такой вот круг дала история…

Фотография – всегда документ, памятник эпохи. Прошлому можно взглянуть в лицо, в глаза. И очень часто то, как был сделан снимок, говорит об эпохе едва ли не больше, чем сам снимок. Сергей Корепанов, создатель барнаульского музея «Мир времени», предоставил для экспозиции диковинный стереоскопический фотоаппарат, настоящий памятник пытливости и изобретательности наших прадедов!

- Этот аппарат – то, что сейчас называется 3D, – говорит Сергей Корепанов. – Живший в Барнауле до революции Виктор Сергеевич Верещагин, ботаник, энтузиаст своей науки, привез его в 1901 году из Германии. А сейчас я показывал его в Москве – даже там нет такого аппарата!

Верещагин был еще и первым туристом Алтая – устраивал детские экспедиции на Кавказ, во время которых много фотографировал стереоаппаратом. Эти его работы также представлены на выставке. Просматривать их следует с помощью специального устройства – прообраза нынешних стереоочков. Свидетельствуем – эффект стерео и правда присутствует! Словом, кому интересно убедиться, что все новое – это хорошо забытое старое, идите на выставку, стереофотоаппарат Верещагина выставлен там. Кроме него в витринах выставлена масса фотографической техники, которая одним своим видом пробуждает ностальгию у старых мастеров.

Главное же на выставке – десятки, если не сотни, фотографий самых разных времен. История фотографии отслежена с самого начала – с дагеротипов. Это посеребренные медные пластинки, особым образом обработанные парами йода, что позволяло получать изображение. Правда, для качественного снимка требовалось сидеть перед объективом около 30 минут – какое уж тут «остановись, мгновенье!»… Как рассказала на выставке Ольга Дударева, одним из поворотных моментов в истории фотографии было изобретение не объектива и не фотопленки, а… кресла, определенным образом фиксировавшего позу человека и позволявшего таким образом получать отчетливое изображение. Необходимость столь долгого позирования обусловливала жанр – дагеротипы были портретами. В собрании Алтайского архива имеется несколько таких, покрытых серебром, пластин, изображение на которых видно под определенным углом – эти экспонаты производят удивительное впечатление, ведь люди на этих фотографиях смотрели в объектив больше 150 лет назад!

Директор архива Галина Жданова, открывая выставку, сказала:

- По словам фотографа Ман Рея, сама по себе камера не делает снимка. Чтобы сделать снимок, нужны камера, фотограф и тема. И мы рады тому, что в нашем архиве сформированы два новых больших – около 9 тысяч единиц хранения – фонда, составленных из снимков Виктора Садчикова, долгое время работавшего собственным корреспондентом ИТАР-ТАСС по Алтайскому краю, и Бориса Брязгина, фотографа газеты «Молодежь Алтая»…

76-летний Борис Брязгин, Петрович, как звали и зовут его многие, кто его знает, был тут же, неизменно бодрый и подвижный, хотя при ходьбе ему приходится уже опираться на палочку.

- Я ведь не только советскую власть снимал, прихватил еще и капитализм, – рассказал Борис Брязгин. – В «Молодежи Алтая» я работал с 1966 по 1998 год, опубликовал в газете 10 тысяч снимков. И эта цифра не с потолка – когда уходил на пенсию, не поленился и с карандашиком посчитал. Хотя фотографией я начал заниматься довольно поздно – в 1959 году. Главным для меня было сделать фотографию, которая показывала бы не только тело человека, но и душу. Снимал всех – от рабочих и колхозников до первых лиц, например, Брежнева, когда он сюда приезжал. Жизнью я доволен, доброе дело сделал…

Борис Брязгин, Виктор Садчиков, Олег Богданов, Александр Волобуев, Сергей Башлычев, Михаил Хаустов и другие, профессионалы и любители, – их работы являются сейчас архивными документами, по которым потомки будут судить о нашей эпохе. Один из них, Сергей Антошин, бывший инженер-конструктор завода «Трансмаш», рассказал:

- Фотография – одна, но пламенная страсть на всю жизнь. В основном я снимал друзей – на разных мероприятиях, в разные моменты жизни. Когда профессионал снимает, люди напряжены, а когда снимает свой – никто и внимания не обратит и человек остается самим собой. А еще была у меня привычка: остававшиеся в пленке один-два кадра я всегда доснимал из окна квартиры неподалеку от площади Сахарова. А потом смотрю – из этих кадров получается портрет меняющегося города…

P. S. Кстати, кто-то, возможно, забыл, а многие уже и не знают, что в старые времена фразой «Сейчас отсюда вылетит птичка!» фотографы с давних пор старались во время съемки привлечь внимание детей.

Кстати…

Олег Богданов, фотограф ИД «Алтапресс», рассказал:

- Год назад во время Библионочи в библиотеке им. Крупской для старшеклассников придумали испытание – зарядить фотопленкой катушку. И… никто не смог! Никто даже не понял, что куда надо вставлять. Один пацан предположил, что надо крепить конец пленки скотчем. Это был самый продвинутый. И ведь все при свете. А когда им сказали, что пленку вставляли, засунув руки в рукава, молодежь разинула рты…

*   *   *

Где и у кого впервые «вылетела птичка»?

Первой в истории фотографией считается «Вид из окна», полученный французом Жозефом Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры. Свет направлялся на оловянную пластинку, покрытую тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась 14 часов.

Дагеротипы изобретены французом Луи Жаком Дагером в 1839 году. В том же году был применен термин «фотография». Первый цветной фотоснимок был сделан еще в 1861 (!) году знаменитым английским физиком Максвеллом. В России перспективы фотодела одним из первых разглядел Сергей Прокудин-Горский, еще в 1898 году делавший доклады о фотографии в Императорском русском техническом обществе. Он же произвел первые в России цветные фотосъемки.

Фоторепортаж