Золотая рыбка Сибири

В Чарышском районе прошёл фестиваль нахлыстовиков

00:00, 06 сентября 2013г, Общество 3175


Золотая рыбка Сибири Фото №1

На турбазе «Зазубра» в течение трех дней гостили удивительные люди. С утра до вечера они ходили по территории с непривычными для глаза обывателя удочками: вместо лески – шнур. Прямо на траве они отрабатывали забросы, а затем отправлялись на реку не просто рыбу ловить, а соревноваться.

Фестиваль

Фестиваль «Золотая Сибирь» в этом году проводился уже в седьмой раз. На Чарыше – второй год.

Идея его проведения принадлежит известным новосибирским нахлыстовикам Алексею Теряеву и Закиру Умарову. Алтай они облюбовали поначалу из-за того, что Бия оказалась ближайшей к Новосибирску крупной рекой, где водится хариус. Но через несколько лет пришлось менять место.

– Вода в Бие нестабильная, – поясняет организатор мероприятия Алексей Теряев. – Проходят дожди, и тогда рыбалке – караул. Дважды мы влетали с погодой, и я стал искать подходящее место на Чарыше. Нашел турбазу «Зазубра». И поляна здесь хорошая, и река удобная для проведения соревнований.

Алексей вспоминает, что в первом фестивале принимали участие 16 рыболовов из пяти городов Сибири: Новосибирска, Кемерова, Новокузнецка, Бийска и Барнаула. Вместе с гостями насчитывалось человек 25. Лучший заброс на дальность одноручным удилищем был 21 метр. На фестивале нынешнего года в финал можно было выйти, если мушка улетела дальше 30 метров. География участников расширилась неимоверно: от Дальнего Востока до Прибалтики. Приехали из Хабаровска, Мирного Архангельской области, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, которые устанешь перечислять. Алтайский край представляли барнаульцы, бийчане и рубцовчане. А приезд спортсменов из Латвии и Великобритании позволил фестивалю впервые стать международным. Больше 30 участников заявились в разных номинациях. А с гостями территория турбазы вместила примерно 120 человек. И это еще не все желающие смогли приехать!

Организаторам удалось пригласить таких именитых в мире нахлыста мастеров, как Пол Арден и Игорь Тяпкин. Сыграли роль дружеские связи. Гуру российских нахлыстовиков Тяпкин приезжает на фестиваль каждый год, пропустил только первый. Арден в России до этого не был и в первый день признался, что до конца не понимает, где очутился, что не помешало ему стать своим парнем в считаные часы.

Правая рука Теряева и секретарь соревнований – его супруга Елена. На ней вся бухгалтерия, протоколы, информирование и прочая работа, которая не видна, ощущаются только ее результаты. Нахлыстом она заболела благодаря мужу.

– Он привел меня сюда, и на протяжении трех лет я просто сидела и смотрела, – рассказывает Елена. – Наблюдала, кто остается, кто уходит. Слушала, анализировала. А потом встала с удочкой и у меня получилось. И оказалось, что это красиво, это не сложно, это азартно.

По словам Елены, на фестиваль все чаще стали приезжать семьями и даже с маленькими детьми. К ожидающим пополнения супругам рыбаков здесь отношение трепетное.

Удивительно, но при таком многообразии мужчин практически не было слышно мата. Видимо, потому, что публика собралась приличная: бизнесмены, врачи, музыканты, большинство – с высшим образованием, а то и с двумя.

Несмотря на серьезный статус фестиваля, его атмосфера была необычайно непринужденной. Новичкам по-дружески подсказывали, как правильно держать руку при забросе, легко подтрунивали над старыми товарищами. Буквально за несколько часов все перезнакомились, и за одним столом можно было видеть представителей Читы, Великого Новгорода, Питера, Новосибирска и Москвы, которые до этого друг друга совсем не знали.

– А другие люди у нас не задерживаются, – поясняет Елена Теряева. – С самого начала так сложилось, что приходит много людей и определенный типаж, определенный темперамент остается, остальные отсеиваются. Они уходят бесследно, не успев ничего испортить и что-то привнести.

А вообще на фестивале существует три категорических «нет»: мусору, оставленному после себя, семейным разборкам и выяснению отношений между подвыпившими мужчинами. Случись такое – будет пресечено на корню, уверяют организаторы.

Спорт

Верстка программы фестиваля впечатлила сразу. Только номинаций соревнований – шесть, четыре из которых включают отборочные туры и финалы. Рыбакам предстояло выполнить забросы на дальность, на точность одноручным и двуручным удилищами, а также показать умение выловить хариуса из стремительной горной реки. Ну и, конечно, самая крутая номинация – «Абсолютный зачет», в которой могут оказаться лишь те, кто участвовал во всех кастингах.

К соревнованиям готовятся бийчане Вячеслав Гутов и Павел Трофимов. Это серьезные спортсмены. Оба занимаются нахлыстом лет десять. Трофимов – первый чемпион фестиваля и уже этим вошел в его историю. Свой успех он повторил еще три раза. Дважды выигрывал Гутов.

– Идет интересная борьба, трудно сказать, кто выиграет, – комментирует ход соревнований Вячеслав.

– Ты можешь проиграть в одной дисциплине, но твой соперник проиграет в другой, – добавляет Павел, – и вы будете одинаково идти. И вот эта интрига добавляет прелести соревнованиям. А уровень участников с каждым годом растет. Вот у нас сейчас выступает Пол Арден – экс-чемпион мира. А он особо-то не выделяется.

Уже отборочные туры показали, что зажигаются новые звезды. Помимо традиционных фаворитов из Бийска Алексей Теряев отмечает их земляка Максима Пшеничного:

– Это нахлыстовик со стажем, но в спортивном кастинге не так давно. Раньше он просто ловил рыбу, а теперь увлекся дистанциями.

Рубцовские нахлыстовики поосторожничали. Мэтр Юрий Перминов приехал в качестве гостя, а отец и сын Писаревские заявились только в рыбалке, тем самым исключив для себя возможность потягаться за главный приз.

– До этого я в соревнованиях не участвовал, – говорит Даниил Писаревский. – Наблюдал, и мне этого хватало. Сегодня попробовал себя в ловле рыбы. Поклевки были, но из восьми пойманных хариусов только один оказался зачетным. Мелкий попадался. У отца вот пятый результат.

Есть у нахлыстовиков своя фишка: приманки – мушек они вяжут сами, несмотря на то, что их свободно можно купить. Но нет, у каждого собственный станочек и набор материалов. А Игорь Тяпкин еще и профессиональный вязальщик, который продает свои изделия. Однако всех призывает делать это самостоятельно.

– Этих мушек на самом деле тысячи, есть огромные, толстенные каталоги, но всегда остается отдушина для собственного видения, для воплощения своей фантазии, – убежден он. – И можно посмотреть любой каталог и сказать: знаете, ребята, ничего вы не понимаете в этом! И связать свою мушку. Мы приезжаем на водоем с какими-то материалами и нехитрым набором инструментов. Приехали, пошарили по камушкам, по прибрежной травке, посмотрели, понюхали – и за какие-то минуты связали то, что нужно здесь и сейчас. И поймали рыбу.

Поэтому одним из конкурсов фестиваля уже несколько лет является вязание мушек. Пусть не совсем спортивная дисциплина, но имеющая непосредственное отношение к рыбалке. Причем каждый год конкурс видоизменяется. Некоторые фестивали начинали свое существование и быстро заканчивали по одной банальной причине: они становились слишком серьезными. А «Золотой Сибири» присуща легкость. Поэтому организаторы стараются придумывать веселые состязания, в которых на равных могут выступить и опытный нахлыстовик, и новичок. На этот раз командам предложили связать мушку, изображающую… соперника. Конкурс так и назвали: «Лицо врага». Причем члены команды должны были меняться у станка каждые 30 секунд. Вечером состоялась презентация изделий. Гости аплодисментами определили лидера. Победили дружба и Бийск.

Битва удилищ разгорелась не на шутку. Все было очень зрелищно, мощно, эмоционально.

Абсолютным чемпионом впервые стал Иван Ермаков из Великого Новгорода. Он награжден рыболовным туром на Кольский полуостров. В Заполярье на реке Харловке победитель будет ловить удивительную рыбу кумжу. Второе место досталось бийчанину Вячеславу Гутову, третье – его земляку Павлу Трофимову. Спортсмены получили призы, которые пригодятся в походной жизни рыбака.

Учёба

Немало народу приехало исключительно для того, чтобы поучиться нахлысту у таких всемирно известных инструкторов, как Пол Арден и Игорь Тяпкин. Оба провели мастер-классы.

– Пол в мировом нахлысте известен как мастер одноручного удилища, чемпион мира – этим все сказано, таких людей на планете очень немного, – говорит Алексей Теряев. – Он очень общительный человек и фанат нахлыста. К тому же профессиональный инструктор и хороший учитель. У него очень плотный график, поэтому планы обсуждаются за год. Когда я пригласил его сюда, он поинтересовался: «Там будут люди, которые хотят, чтобы я приехал?» Я сказал: «Да, там будут люди, которые хотят тебя увидеть, познакомиться, что-то перенять». Он ответил: «О-кей».

Арден может не глядя, только по звуку шнура определить ошибку. Сам он настолько виртуозно владеет снастью, что это уже, пожалуй, не спорт, а искусство. Он считает, что универсальной техники нахлыста нет. Есть различные стили, которым он и обучает рыбаков. По мнению Пола, успех рыбака определяет время, которое он посвящает рыбалке:

– Я всегда говорю, что требуется 10-15 лет, чтобы выучить видовой состав рыбы, знать, что она берет, чем питается. Как только все это постигаешь, приходит успех.

Если Пол Арден демонстрировал свои умения на мягкой траве, то Игорь Тяпкин загнал участников семинара в реку. Все облачились в специальные непромокаемые комбинезоны – вейдерсы, которые имеет каждый уважающий себя нахлыстовик.

Инструктор уделил внимание абсолютно каждому. Важно изначально все делать правильно. По мнению Игоря, чтобы начать заниматься нахлыстом, нужно не так уж и много: удочка, катушка, шнур. А какие снасти брать – зависит от толщины кошелька.

Те, кто приехал на фестиваль в первый раз, оценили несомненную полезность такого мероприятия. Например, Сергей Майоров из Рубцовска добрался до «Зазубры» ради возможности поучиться у Тяпкина.

– Для меня он – непререкаемый авторитет, – говорит Сергей. – Как начинающий нахлыстовик, я изучил много материалов, в том числе видео. Но из всего увиденного и прочитанного выделил уроки именно этого инструктора. Возможность побывать на фестивале «Золотая Сибирь» для меня большая удача, тем более что здесь проводит семинар Игорь Тяпкин. Лучше один раз пообщаться, чем сто раз посмотреть. На занятиях он указал на мои ошибки и помог понять технику нахлыстового заброса. Для себя я уже спланировал этапы дальнейшего обучения.

И пусть не все ученики будут в дальнейшем участвовать в соревнованиях, полученные знания пригодятся просто на рыбалке.

Для справки
Нахлыст – вид ловли рыбы, при котором с помощью специализированного удилища и шнура приманка (мушка) имитирует попавшее в воду насекомое. Изначально нахлыстовики специализировались на ловле форели и лосося, сейчас этим способом ловят практически любую рыбу.

Нахлыст

У каждого на фестивале, безусловно, есть свое мнение о том, что же такое нахлыст.

Пол Арден, экс-чемпион мира по нахлыстовой ловле, инструктор, Великобритания:

– Что отличает рыбака, который сидит с удочкой и ловит маленьких рыбок, от человека, который серьезно занимается нахлыстом? Мы охотимся на рыбу. Мы ищем ее, высматриваем, пробегаем по реке 10-15 км в день. Как только обловили один район, двигаемся дальше. Мне нравится ловить много крупной рыбы.

Игорь Тяпкин, инструктор, Москва:

– Нахлыст – наиболее сложный способ рыбной ловли, поэтому он не сможет быть массовым никогда. С чисто технической точки зрения он и сложнее, и мощнее любой другой снасти. Нахлыстовики могут позволить себе такие вещи, которые принципиально невозможны для поплавочников или спиннингистов, например, забросить приманку за угол. Поплавочники настроены на мирную рыбу, спиннингисты заточены на матерого хищника. А нахлыстовики ловят и то, и другое с одинаковым успехом. Нахлыст – для людей неуспокоенных, ищущих, для тех, кто уже добился чего-то в жизни и не будет ловить рыбу мешками для пропитания, а сделает это красиво, с удовольствием. С психологической точки зрения нахлыст – очень сильная штука, люди, которые начинают им заниматься, меняются изнутри.

Алексей Теряев, организатор фестиваля «Золотая Сибирь», Новосибирск:

– Я постоянно задаю себе вопрос, зачем мне это надо. Когда заканчивается фестиваль, проходит награждение и участники и гости разъезжаются по домам, я думаю: чтобы я еще раз! Нет! Я больше не буду этим заниматься! Потому что это такой каторжный труд! Но проходит неделя, и я уже обдумываю планы на следующий год и ловлю себя на мысли: ага, вот это надо сделать по-другому.

Фоторепортаж