Боль и беда

00:00, 04 сентября 2013г, Общество 2124


Боль и беда Фото №1

Под дверь богачу женщина подкинула новорожденного ребенка. А через годы ее потянуло посмотреть на сыночка. Обстоятельства складывались вопреки ее желаниям, она прошла тернистый путь страданий. Сколько таких историй – не счесть – показано в сериалах! И роняют слезы люди возле телеэкрана, оплакивая сиротинку при живой матери и ее, заблудшую. А как в жизни? Кто занимается с женщинами, которых в народе называют кукушками? Обычно считается, что они лишены материнских инстинктов, ведут асоциальный образ жизни. Что приводит к отказу матери от новорожденного?

Эти вопросы решила задать в Алейске. Объясню почему. Когда город готовился к весеннему паводку, обратила внимание на ту дотошность, с которой подходят здесь различные службы к самым острым житейским проблемам, как тесна связь городской администрации с жителями. А кукушки? Вечная проблема, мучительно-сложная. Для того чтобы избежать появления новых сирот при живых родителях, специалистам различных служб необходимо понять истинные мотивы и особенности психологии этих женщин.

Когда позвонила заместителю главы администрации города Наталье Жмылевой, она сразу предупредила:

- У нас статистика без сенсаций. В сравнении с 1 полугодием 2012 года сократилось количество детей, оставленных матерями (родителями) при рождении. В первом полугодии 2012 года – 1 ребенок; а в первом полугодии 2013 года таких случаев не зарегистрировано.

Может, это и есть плоды той неприметной работы? Посмотрим, кто же за ней стоит?

Человек родился

В роддоме – выписка. Молодую маму с ребенком встречает отец. Все в порядке. Смотрю на заместителя главного врача по детскому родовспоможению Валентину Перевалову, заведующую родильным отделением Людмилу Петухову, акушера-гинеколога отделения Елену Воропаеву, врача-неонатолога Елену Сафонову. Улыбки на их усталых лицах. Непросто мне с ходу начать разговор о женщинах-отказницах, хочется подольше видеть радость в глазах врачей. Осознаешь, насколько велика роль докторов в появлении на свет каждого малыша. «Самой юной мамочке было 14 лет, но она не бросила ребенка», «а еще важно, когда внимателен педиатр». Или: «Первым узнает недобрую весть акушер». Слышу, что с такой женщиной надо быть очень осторожным. Необходимо найти правильные слова, не задеть ее достоинство, чтобы она не ожесточилась и не оскорбилась. «Персонал зайдет к этой женщине 150 раз, если нужно». Важно пробудить в ней материнский инстинкт. Ведь материнство не только инстинктивное чувство, но прежде всего духовное призвание. И еще сказали врачи, будто отводя от себя похвалы, что только медикам не справиться, мы все работаем в одном звене.

В поле зрения

Беседуем со специалистом по социальной работе комплексного центра социального обслуживания населения Алейска Ниной Моховиковой. На учете – дети из семей многодетных, неполных. Семьи, находящиеся в социально опасном положении, на контроле также во всех структурах органов профилактики. Особый пласт составляют группы социального риска. В них и несовершеннолетние мамы, беременные либо уже родившие.

В комплексном центре создана мобильная бригада, в нее входят специалисты специальных служб, здравоохранения, полиции, образования, женсовет.

Нина Моховикова призналась, что готовится к каждой встрече. Вот она собралась к женщине, которая обмолвилась, что не хочет ЭТОГО ребенка. Родит и оставит. Нина Викторовна ничего не загадывает заранее, единственное ясно, что будет еще не одна встреча. Подспудно знает, что важно все, даже то, во что одета она, специалист по социальной работе. Только аскетическая, простая одежда.

Часто идут вместе с врачом Евгением Бобневым. Евгений Сергеевич – профессиональный психолог.

Пришли. Дом полуразвалившийся. Есть нечего. Женщина в положении, объясняет, мол, видите, как живу? Некуда взять ребенка, нет дров, нет условий. Тогда они пришли впервые. Владели минимумом информации. Запоминали все, что услышали. А уже потом выясняли у соседей, участкового, всех, кто ее знает. Только так складывается полная картина.

Первая встреча очень важна. Независимо от того, беременна женщина либо уже родила и говорит, что все – месяц посидела с ним, устала, планирует отказаться. Бывало и такое.

- Для меня как специалиста главное – дать молодой женщине почувствовать, что она не одна. Мы к ней пришли не с карательной целью, не назидательные беседы вести или поучать, а помочь.

Разъясняем, что положено по закону, спрашиваем, какой доход у семьи и что получает лично она, какие льготы. В чем нуждается? Как правило, первым делом слышим: «А что вы можете предложить?»

В процессе беседы женщина смягчается, недоверие, агрессия постепенно затухают. Но вдруг говорит с вызовом: «Откажусь. Зачем он мне?»

А Евгений Сергеевич заметил, что не единожды напоминает, чтобы сама пришла на встречу в центр. И она все же приходит на беседу к психологу.

Почему пришла? Та самая женщина? Почувствовала, что не одна.

Не надо много обещать

Это правило вывела для себя и Нина Моховикова, и другие подвижники. Следуют ему. Чтобы, по их словам, не выработалось у подопечной давальческой позиции. Задача центра, социальных служб – чтобы женщина не сидела сложа руки в ожидании, что все ей поднесут. Она тоже должна шевелиться, действовать.

Разбираем ту самую ситуацию из жизни: «Рожу, куда его дену?»

Поехали, встретились с ее матерью. Сказала, что живут в съемной комнатушке без прописки, родственников нет, помощи ждать неоткуда. Договорились с хозяйкой, сдающей комнату, чтобы брала с нее как за квартплату. Помогли оформить документы, чтобы первый ребенок пошел в школу по месту жительства.

И, конечно, в роддоме работали медики, чтобы она забрала ребенка. Она родила и не оставила его. Забрала. Выписали. Социальные работники договорились с соседкой, молочной кухней. Помогли оформить регистрацию, а деньги на оформление зарабатывала бабушка.

Получилось, что все включились, чтобы женщина не оставила ребенка.

На чужие плечи

Заместитель начальника управления социальной защиты населения по городу Алейску Евгения Мерзликина. Курирует тот отдел, который занимается семьями, их социальной поддержкой, в том числе тех, которые попали в трудную житейскую ситуацию. На ее памяти есть факты отказа от новорожденных.

- За годы работы знаю три таких случая. И могу сказать одно: это семьи в основном малообеспеченные.

Пособия до полутора лет, материнский капитал… Действительно, поддержка государства сегодня очень хорошая. В малообеспеченных семьях стали чаще рожать, знаю тридцатилетнюю женщину, у которой пятеро детей.

Если переходить конкретно к случаям отказа от новорожденных, опять же возвращаюсь к семье, которая была в социально опасном положении.

Именно усилия специалиста (тогда еще работала Екатерина Щербакова, она сейчас сама в декретном отпуске) привели к тому, что та девочка, о которой ведем речь, родила ребенка. Екатерина Щербакова звонила ей практически каждый день. Она принимает проблемы этих людей как свои собственные. Когда узнала, что девочка собирается отказаться от новорожденного, настолько переживала ситуацию, что предпринимала все для того, чтобы уговорить ее. Ходила к ней в больницу, роддом, приносила пустышки, пеленки, все, что могла, и коляску нашли. Она боль другого человека переживает как свою собственную.

Жила проблемами той девочки, пытаясь оградить ее от неправильного решения, от неправильного поступка, пытаясь сохранить ребенка.

Все силы были брошены в помощь. Поддержка моральная, материальная.

В конце концов случилось так, что она ребенка этого бросила. Что произошло? Почему? Она просто переложила заботы на чужие плечи.

Ее искали, столько усилий было потрачено, чтобы найти, убедить. А результат? Она не стала воспитывать ребенка. Ее лишили родительских прав, ребенка теперь воспитывает бабушка, на нее оформлено опекунство.

И дальше мне рассказали почти мистическое продолжение той истории. Произошла довольно странная вещь, когда они находились все вместе, все было хорошо. Стоило бросить ребенка на бабушку, пришли несчастья – отец получил тяжелейшую травму и в конце концов женщина сама сломалась.

Как сделать, чтобы не развивать чувство социального иждивенчества, паразитизма? Мы ведь его иногда сами порождаем. Своей помощью. Пытаемся поддержать, а что получается? Происходит то, что уже агрессивно требуют внимания к себе. Посмотрим глубже. Та молодая мать сама росла опекунским ребенком. Ее растила бабушка. И эту модель она выбрала, потому что ей, наверное, так легче жить.

Наталья Жмылева:

- Все службы, которые работают в этом направлении – педиатрическая, гинекологическая, социальная, образования, озабочены ранним выявлением в семье. Хочется, чтобы у этих детей судьба сложилась счастливо. Но пока мы работаем на выявление. Очень важно все, что накоплено, чему учат на семинарах, реализовать на практике. И чтобы эта ситуация не повторялась.

Как бы мы ни были хорошо подкованы, жизнь делает такой поворот, что повисает все.

Нас можно ругать за то, что идем на лишение родительских прав, но мы решаемся на это тогда, когда уже нет альтернативы. Чтобы у ребенка была возможность в другой семье – опекунской – увидеть другую модель отношений, модель семьи, где растят ребенка, холят и лелеют, думают о его будущем и любят его.

И мы на это решаемся, когда видим, что ничего уже с той семьей мы не сможем сделать, не сможем изменить. Для таких детей это выход.

Идут на лишение родительских прав, когда все резервы исчерпали.

Крутой поворот

Директор комплексного центра социального обслуживания населения Татьяна Ворожейкина рассказывает, что в той ситуации с семьей работали органы здравоохранения, правоохранительные, опеки, социальные службы, комиссия по делам несовершеннолетних, паспортно-визовая служба. Вопрос стоял о сборе документов. Самое главное, когда строили взаимоотношения с семьей, говорили, что сами пойдем и поможем оформить ту или иную справку. Составили с женщиной план, как будем действовать. Первый шаг, а в нем все расписано, что предстоит ей самой делать. Потому что хотели показать, если будет ситуация, когда придется действовать самостоятельно, куда надо идти, где может получить помощь, а где может сама действовать. Действительно, ей помогли купить по материнскому капиталу достойное жилье в пригороде. Старались, чтобы открылись внутренние резервы, что она сама может сделать. Но ведь невозможно сопровождать до старости женщину, верно?

Есть еще педагогическое просвещение семей, чтобы вырвать их из той среды и показать другую жизнь. Как проходит досуг, идет постоянное вовлечение мамы в совместную деятельность с ребенком. Что способствует становлению тесного контакта с ребенком.

Как с ним играть, разговаривать, чтобы видела, как проходят в обычных семьях праздники. Когда женщина расчувствовалась, слезы на глазах – это дорого. Надеются, что те женщины, с которыми так терпеливо и самоотверженно работали, когда-то вспомнят этот миг.

Но если бы в жизни все было так гладко.

Факт
За последнее время в Алейске отмечено снижение количества родителей, лишенных родительских прав.
В 2012 году увеличилось число приемных семей. За первое полугодие 2013 года сформировано 13 приемных семей, в них воспитывается 24 ребенка.
В первом полугодии 2013 было усыновлено 4 ребенка, что больше, чем в 2012 году (в 2012 году было 1 усыновление).

Фоторепортаж