"ЗДЕСЬ ВСЛУШАТЬСЯ НУЖНО..."

В КРАЕ ПРОИСХОДИТ УНИКАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ, УЧАСТНИКОМ КОТОРОГО МОЖЕТ СТАТЬ КАЖДЫЙ

00:00, 12 июня 2010г, Культура 2362


"ЗДЕСЬ ВСЛУШАТЬСЯ НУЖНО..." Фото №1

Третья всероссийская драматургическая лаборатория "Живому театру – живого автора" выбрала "местом прописки" Алтайский край. Театр драмы имени В.М.Шукшина стал третьим – после БДТ им. Г.А. Товстоногова и кировского "Театра на Спасской".

В лаборатории кроме актеров театра принимают участие драматурги Саша Денисова, Вячеслав Дурненков, Александр Вислов. С известным мастером документального кино Мариной Разбежкиной приехали ее ученики Александра Анохина и Тимофей Усиков. Экспедиция уже отправилась в Курьинский район. Там ее участники будут собирать материал, который позже должен превратиться в пьесу.

По возвращении лаборатория представит публике эскиз будущего спектакля. Осенью драматурги продолжат работать над материалом, а в 2011 году спектакль будет поставлен на сцене краевого театра драмы. В этом же году в Барнауле планируется проведение фестиваля современной драматургии.

Перед отъездом участники третьей драматургической лаборатории встретились с журналистами. Предоставим им слово.

– Я уже была с лабораторией в Кирове, а в Перми – с "Театр.doc", – рассказала Марина Разбежкина. – Оказывается, если театральные спектакли "Театр.doc" публика видела, то документальное кино, которое мы делаем, практически никому неизвестно. Его не показывают по телевизору, лишь на фестивалях.

Компания "Сургут-ТВ" провела такой эксперимент: в прошлом году они показали 20 фильмов моих студентов в прайм-тайм. (Это было практически подвигом, потому что это формат не телевизионный – антителевизионный.) Кроме того, на следующий день, тоже в прайм-тайм, в прямом эфире собирали фокус-группу, которая обсуждала кино и получала звонки по телефону. Этого не смогли сделать московские телеканалы, но сделали в маленьком городе Сургуте!

Но зрители не хотят смотреть на себя самих! Данный эффект известен: люди не узнают себя в таком кино, наиболее приближенном к реальности. Любому кажется, что он похож, скорее, на Хосе из сериала, чем на скотника Петю, которым является. В душе он – Хосе… А девушка – Лючия, ей себя хочется видеть такой, а дояркой или прядильщицей не хочется. И если в первые недели было очень много возмущенных звонков на "Сургут-ТВ", то через месяц все изменилось: стали просить повторить, и половину программы потом в прайм-тайм повторили! Это называется воспитание зрителей.

Мы проделали в нынешнем году еще один опыт: впервые мастерская документального кино объединилась с "Театром.dос". И мы готовим не только режиссеров документального кино, но и режиссеров, драматургов, сценаристов документального театра. И опыт оказался фантастически интересным. У нас есть еще такой замечательный курс, который называется конструирование реальности. (Ведь в самом деле отражать зеркально реальность в искусстве нельзя. Мы ее конструируем, когда живем – свою и чужую жизнь. А уж в кино конструируем непременно!)

Я думаю, что опыт соединения документального кино и документального театра впервые (во всяком случае в нашей стране) дает реальные результаты.

А вот о чем говорил руководитель драматургической лаборатории, главный режиссер краевого театра драмы им. В.М. Шукшина Роман Феодори.

– У меня в процессе работы в профессиональном театре складывается ощущение, что мы – и режиссеры, и артисты, и вообще люди, работающие в театре, несколько отрываемся от зала. То есть зачастую те мысли, которые мы хотим донести зрителям – это наши мысли, они не из зала, не из партера. Нам в какой-то момент больше становимся интересны мы сами, нежели люди, которые приходят на нас смотреть и даже платят за это деньги. И мы захотели остановиться, погрузиться в человека, который находится рядом с нами. Чтобы таких вещей, когда на вопрос: "Как вам Барнаул?" – я отвечаю: "А я туда не хожу!" – больше не было.

Нам безумно интересно погрузиться полностью в человека - и того, который сидит в зале, и того, который никогда в зале не появится. Посмотреть, что же такое он, живущий бок о бок с нами. Это очень полезно для нас всех: мы, возможно, перестанем зацикливаться на себе и начнем заниматься тем, для чего и создан театр психологический – человеком. А театра не психологического не бывает. "Психо" – это душа, и если театр не занимается душой человека, он не имеет ничего общего с театром.

16 июня, мне кажется, состоится великое культурное событие. Впервые, может быть, в жизни люди будут иметь право высказаться, поговорить, вступить в диалог. Это эксперимент, которого не было в Барнауле. Это абсолютно новый формат, к которому не привык наш город. Мне кажется, что как эксперимент – это прекрасно. Более того, я считаю: замечательно то, что мы не знаем, чем этот эксперимент закончится. Мы знаем только одно: закончится серьезной большой работой, которая обязательно найдет театральную форму.

Самое главное правило вербатима, документального театра и, наверное, документального кино – как мне кажется – это когда узнаешь что-то такое, к чему ты абсолютно не был готов. Если ты пришел – и все, как ты предполагал, значит, чего-то ты не вскрыл или не туда пошел.

У нас есть мечта – через год не просто выпустить спектакль на основе собранного материала, а чтобы он стал главным событием в большом фестивале. Мы хотим сделать Барнаул месторождением культуры, эпицентром вулкана. Мне очень нравится выражение "действительное кино", я хочу, чтобы мы сделали действительный театр.

Драматург Вячеслав Дурненков был краток как истинный талант: "Приехал сюда с большим удовольствием и интересом. Приехал за вдохновением. Вдруг что-то получится…" Ну что ж, и мы на это надеемся.

Фоторепортаж