С возвращением!

17 июля в Барнауле состоялась пресс-конференция алтайских участников ралли «Пекин – Париж»

00:00, 19 июля 2013г, Общество 1344


С возвращением! Фото №1

На вопросы журналистов ответили не только Борис Лыткин и Евгений Смирнов, члены экипажа автомобиля «Москвич-412», но и Сергей Поспелов и Николай Ишков, команда техподдержки, проделавшая весь путь на 31-й «Волге». Напомним, что наш экипаж - единственный из 96 участников ралли, кто своим ходом прибыл из Барнаула к месту старта в Пекин, прошел весь маршрут гонки до Парижа, а потом своим же ходом (!) вернулся через всю Европу и половину России в Барнаул. Как сообщил на пресс-конференции штурман экипажа Евгений Смирнов, 15 июля, когда этот беспримерный автопробег закончился в Барнауле, на спидометре «Москвича» добавилось 28 452 километра! (Между прочим, Земля по экватору около 40 тысяч километров.) При этом машина 1979 года не потребовала ремонта – как рассказали участники пробега, в пути пришлось поменять лишь амортизаторы.

- Сейчас мы можем сказать, что проект, граничивший с авантюрой, состоялся! – с этих слов начал пресс-конференцию Сергей Поспелов, руководитель Алтайской федерации автомобильного спорта. – Многие регионы России – Челябинск, Новосибирск, Москва заявляли о своем намерении выставить экипаж на гонку «Париж – Пекин», но получилось только у нас, у Барнаула! Это заслуга не только экипажа, но и волонтеров, которые помогали, и спонсоров, и администрации Алтайского края, которая вложила в этот проект деньги. Перед стартом мы хотели хотя бы доехать до финиша. Но мы не просто доехали, а еще стали призерами гонки!

Сергей Поспелов следовал за гонкой на вполне обычной «Волге-3110», которая тоже установила своеобразный рекорд – прошла весь путь до Парижа без поломок. «Больше 18 тысяч киломеров проехали и разве что в Воронеже поменяли масло…» – смеется Поспелов.

- Из-за финансовых проблем мы думали, получится ли у нас сопровождать наших ребят в Европу… – рассказал Сергей Поспелов. – Но в Белгороде посчитали ресурсы и решили – поедем! Должен же кто-то встречать наш экипаж в Париже!

Наша группа техподдержки работала на всех. Николай Ишков для иностранных участников стал, по выражению Сергея Поспелова, и папой, и мамой.

- Николай владеет техническим английским, и это оказалось просто бесценно… – рассказал Сергей Поспелов. – Все иностранные участники, без преувеличения, панически боялись России. Им казалось, что это дикие места, здесь нет сервиса. И когда в Новосибирске Николай разместил всех участников по автостанциям, гаражам, стоянкам, где они могли подремонтировать что им требовалось, когда с них не брали за работу денег, они были потрясены.

- У шедшего под № 38 «Форда-купе» сломались амортизаторы, – рассказывает Евгений Смирнов. – А мы знали, что не так далеко проходит джип-фестиваль. Созвонились, попросили привезти кое-какие запчасти для нас и в том числе амортизаторы для этого «Форда». В назначенное время в назначенную точку прибыл целый караван джипов. Надо было видеть лица этих англичан… Вообще, очень дружеская была атмосфера. Никто не пытался подставить кого-то ради результата, наоборот, по мере сил все стремились помочь.

Футболка Николая Ишкова с изображением «Москвича» и логотипом ралли украшена автографами всех участников автопробега, а это говорит само за себя.

- Самая частая поломка – это, конечно, подвеска… – рассказывает Николай. – В Монголии нет ни дорог, ни направлений. Ломались все. Но была машина, которая ломалась через день. Это «Форд-А» под № 7 с розовыми колесами. Я не мог понять, в чем причина их постоянных поломок, пока не увидел, как они однажды выгружали из машины багаж. Там были столы, стулья, компьютеры, какая-то техника – безумное количество разного груза! После этого я уже не удивлялся.

62 дня автомобильного путешествия, из которых 33 непосредственно гонка из одной части света в другую. 12 стран мира, подъемы в горах на высоту более 2000 метров, серпантины и перевалы, 1000 контрольных точек, перегоны то в жару, то под дождем, то при минусовой температуре – вот что такое ралли «Пекин – Париж».

- Самый тяжелый перегон был, пожалуй, в Монголии… – говорит Борис Лыткин, водитель «Москвича». – Ветер, пыль, камни… За все время гонки два раза оказывались во всех смыслах на краю: в Горном Алтае однажды давлю на педаль тормоза – а она провалилась! Остановились кое-как. Оказалось, жидкость тормозная вытекла. А в Швейцарии шли по серпантину, был поворот градусов 80 и я промахнулся. Машина вылетела на самый край. Включил заднюю скорость и тихонько заполз на дорогу.

- Вот только часть документации, которая выдавалась штурманам на маршруте… – Евгений Смирнов показывает несколько толстенных книг и папок. – 12 147 километров ралли описано в этих документах. Плюс к этому каждый день вносились изменения – гонка ведь живой организм. Изменения дают перед самым стартом. Надо во всем разобраться.

Ничего, разобрались! Если говорить о результатах нашего алтайского экипажа, то они таковы: 7 место (из 96 участников) в абсолютном зачете и 3 место – в своем классе (классические авто 1942-1975 годов выпуска с объемом двигателя до 2 литров). Это безусловный успех!

Хотя гонка по маршруту Пекин – Париж проводится в пятый раз, российский экипаж участвует в ней впервые. Соревноваться приходилось всерьез, ведь ретроавтомобили не такие уж и ретро.

- Двигатели даже самых старых машин переделаны под 95-й бензин, а ведь понятно, что такого бензина в 20-30-е годы прошлого века не было… – говорит Евгений Смирнов.

Многие автомобили, участвовавшие в гонке, имеют не историю даже, а легенду. Шедший под 11 номером «Бентли» выпуска 1929 года в 1934 году установил рекорд скорости на легендарной круглосуточной гонке в Ле-Мане. Один из «Ситроенов» много лет назад выиграл гонку «Париж – Дакар».

Участники ралли относятся к нему как к приключению, но не простому, а великому. Англичане Марк и Роберт Вилкинсоны, шедшие на «Бентли» 1926 года выпуска, вписали на борт машины третьим членом экипажа своего недавно умершего от рака отца, которому и посвятили этот пробег.

К сожалению, не обошлось без трагедии. Нынешний автопробег был омрачен гибелью одной из его участниц – 13 июня на перегоне Тюмень – Омск «Шевроле-Таурер» Эммы Уилкинсон столкнулся с выехавшим на встречную полосу «Фольксвагеном-Поло». Эмма Уилкинсон, водитель «Фольксвагена» и находившийся в этой машине трехмесячный ребенок погибли.

Ралли финишировало 29 июня в Париже на Вандомской площади. Победили англичане Джерри Кроун и Мэтт Брисон, шедшие на «Лиланде» 1973 года выпуска. Следующее приключение – через три года. О перспективах участия в нем барнаульского экипажа пока неизвестно. «Нам еще за этот пробег надо отчитаться…» – смеется Сергей Поспелов. Но планы имеются!

 

Кайфово?

С наступлением лета у некоторых водителей вошло в обычай ездить, высунув или вывесив из машины наружу руку. Зачем?

На днях вернулся из Ярового. За 450 км обратного пути видел троих-четверых водителей, которые ехали, вывесив руку за борт. В силу возраста я еще помню времена, когда водители, размахивая руками в разные стороны, семафорили, куда будут поворачивать. Но нынче автомобили все больше такие, что семафорить не надо – все за тебя покажут. Остается одно объяснение – понты…

Один из автолюбителей написал в Интернете: «Я люблю так делать иногда – ветер приятно в руку ловить». Другой: «Просто скучно, а так рука по ветру летает, ну прям как самолет». Один мой товарищ признал, что тоже любит выставить руку из машины наружу: «Кайфово. Воздух навстречу…»

Но как-то не верится, что все, кто ездит вот так – рукой за окно, – романтики и поэты-лирики, разве что один из десяти. У остальных это чистое самовыражение. Человеку надо показать: он не такой, как все, – вот и показывает. Как метко подметил один из форумчан: «Эта манера вождения как бы демонстрирует: я весь такой расслабленный и мне все по барабану…»

Отметим при этом, что сама по себе такая езда нарушением не является. Как пояснил старший инспектор отдела по пропаганде безопасности дорожного движения городской ГИБДД Геннадий Кузнецов, в ПДД какое-либо наказание за вывешенную «за борт» руку не предусмотрено.

- В ПДД не прописано требование удерживать руль автомобиля двумя руками, – говорит Геннадий Кузнецов. – Так что формально водитель ничего не нарушает. Хотя фактически контроль за ситуацией наверняка ослаблен…

Однако этот способ самовыражения далеко не безопасен: ловя воздух, можно поймать рукой что-то менее приятное. Вот пример с водительского интернет-форума: «Один раз на трассе высунул руку, словил немаленького жука на скорости около 100 км/час. По ощущениям было словно долбанула пчела, но оказался жук. Опасно так ездить, в случае чего можно от неожиданности и улететь куда-нибудь». А вот другой: «Мне шершень в руку залетел, сначала было больно как от сильного удара, а потом я понял, что эта божья тварь меня еще и ужалила, я остановился и корчился от боли почти час, рука сильно опухла».

«Рука сильно опухла» и «корчился от боли почти час» – это еще цветочки. Если машина – «европейка», то рука оказывается на стороне встречного потока. И «ягодки» могут быть такие: летом прошлого года в Кабардино-Балкарии водителю автомобиля «Волга», решившему так вот самовыразиться, оторвало руку – встречный автомобиль просто выломал ее. Но это еще не все: травмированный водитель потерял управление и въехал в рекламный щит. В результате пострадали он сам, сидевшая рядом с ним девушка и водитель встречного авто. Хотя медицина нынче и творит чудеса, но тут не получилось – руку бедолаге так и не пришили. В Интернете приводятся слова Олега Добагова, завотделением Республиканской клинической больницы: «У наших медиков хватает опыта, квалификации и оснащенности, чтобы пришить оторванную конечность. Но в данном случае была изломана кость, размозжены ткани и очень загрязнена рана, пришить руку не взялся бы никто. Я в тот день дежурил, принимал этого больного и уверенно говорю: механизм травмы исключал возможность пришить оторванную руку».

То есть, как это обычно бывает, там, где не срабатывает писаный закон, действует неписаный и человек наказывает себя сам. И ладно бы, если бы только себя, но ведь досталось еще двоим людям, которые ни при чем!

И ведь это странное удовольствие имеет своих фанатов! В социальной сети «ВКонтакте» я обнаружил даже группу «Клуб любителей высунуть руку из окна автомобиля». Правда, особо популярной она не стала – состоит в ней всего семь человек, а последняя запись датирована январем 2009 года. Это немного обнадеживает.

Впрочем, ловить воздух любят не только водители. В сентябре 2012 года пассажир маршрутки в Ростове-на-Дону высунул руку за окно. На очередном повороте рядом с маршруткой оказался столб и пассажиру оторвало руку по локоть.

Еще один странный обычай – высунуться из окна или из люка машины, чтобы объявить всему миру о какой-нибудь своей радости. Обычно так проявляют себя свадебные кортежи – в Барнауле доводилось видеть новобрачных, вылезших вдвоем из люка. Лица при этом у новобрачных слегка неуверенные, они и сами не понимают, для чего это делают, но кто-то сказал им, что это весело, и они поверили. С недавних пор к свадьбам прибавились и школьники – в дни выпускных по Барнаулу ездили караваны лимузинов с восторженными юношами и девушками, которые норовили высунуться то в окно, то в люк.

Интересно, что тут повод для задержания инспектором ГИБДД имеется.

- Когда пассажир высовывается из люка, это подпадает под нарушение ПДД. Очевидно ведь, что человек при этом не пристегнут ремнем безопасности, – пояснил старший инспектор отдела по пропаганде безопасности дорожного движения городской ГИБДД Геннадий Кузнецов.

И опять-таки проявлять свои чувства таким вот образом опасно для жизни. В июле 2011 года в Архангельске пассажир «Шевроле-Лачетти», решив поприветствовать знакомых, высунулся из машины почти по пояс и начал махать руками. Этот радушный гражданин был пьян, но поговорка: пьяному везет – в этом случае потеряла свою волшебную силу – он зацепился рукой за проезжавшую мимо «Газель». Бедняге не только оторвало руку, но его еще и выкинуло из легковушки. Упав на обочину, он ударился головой о заднее стекло «Шевроле» с такой силой, что тут же умер.

Уважаемые водители и пассажиры, давайте просто ехать по дороге. Водители – просто рулить, а пассажиры – просто смотреть в окно или дремать на своем сиденье. И тогда мы все попадем в пункт назначения, а не в анналы страшных и глупых автоисторий Интернета.

 

Личный опыт
«АП» отыскала на Алтае человека, который в подобной ситуации лишился руки. Он согласился рассказать свою историю, попросив не называть фамилию.
- Это было 33 года назад. Я ехал на «Москвиче». Ситуация простая: лето, жарко, стекло открыто, выставил руку, поднял вверх. На бугорке выскочила встречная машина, и – левой руки нет… Так что всем настоятельно советую: не высовывайте руки из машин.

Фоторепортаж