Жительница Барнаула с диагнозом «аутизм» стала художницей

16:00, 11 апреля 2021г, Культура 1653


Жительница Барнаула с диагнозом «аутизм» стала художницей Фото №1
Жительница Барнаула с диагнозом «аутизм» стала художницей Фото №2
Жительница Барнаула с диагнозом «аутизм» стала художницей Фото №3
Жительница Барнаула с диагнозом «аутизм» стала художницей Миниатюра №4
Жительница Барнаула с диагнозом «аутизм» стала художницей Миниатюра №4
Жительница Барнаула с диагнозом «аутизм» стала художницей Миниатюра №4

Фото Олег БОГДАНОВ

В павильоне современного искусства «Открытое небо» проходит выставка двух художниц – Ольги Срданович и ее 20-летней ученицы Анны Путинцевой. В экспозиции – цветочные натюрморты наставницы, члена Союза художников России, и беспредметная живопись младшей участницы, живущей с диагнозом «аутизм».

Дополняя друг друга

Куратор выставочной площадки – известный искусствовед Любовь Шамина говорит, что это уже далеко не первая совместная выставка Ольги и Анны. В библиотеке им. В.М. Башунова, в которой расположен павильон «Открытое небо», так полюбили эту пышную живопись, что экспозиции просто со временем обновляют, меняя работы. Посетители, пришедшие за книжками, часто возвращаются к картинам, кое-что даже купили. Вдохновенные одуванчики, пионы, розы и чертополох Ольги Срданович (Мирончук) и небольшие, но экспрессивные работы Анны Путинцевой удивительно дополняют друг друга.

Строго говоря, Анна выставляется с семи лет: в этом возрасте она поучаствовала в проекте краевого Художественного музея «Мы равны».

– Это случайно вышло, – говорит ее бабушка Лариса Шатских. – Мне тогда позвонили из центра помощи семье и детям и спросили: «Ваша девочка же рисует? Работы есть?» Я говорю: «Да полно!» А ее персональная выставка в Художественном музее состоялась, когда ей уже было 16 или 17 лет. Я тогда пришла посоветоваться, где бы нам с ней еще позаниматься, а меня попросили показать ее работы. Сотрудники музея смотрели-смотрели, а потом говорят: «Так вот же у нас готовая персональная выставка».

Сколько всего было выставок, Лариса Михайловна сказать затрудняется – сбилась со счету. Анна участвовала в краевых вернисажах, прошла отбор на всесибирскую молодежную биеннале «Аз.Арт. Сибирь». Персональная, помимо Художественного музея и «Открытого неба», была также в галерее «Бандероль». Кроме того, отдельную стеночку художнице выделил комиссар галереи «Республика ИЗО» Вадим Климов на одной из своих молодежных выставок «Собрание». О ее живописи он тогда сказал: «Анна точно знает, что и зачем делает: она пишет эмоцию».

«Всё, что делают подмастерья»

К Ольге Срданович Анна попала больше пяти лет назад.

– Я тогда преподавала в Институте архитектуры и дизайна АлтГТУ на платных курсах масляной живописи, они к нам записались, – вспоминает художница. – Ходили по воскресеньям. Родственники сначала были в шоке от этой ее новой абстрактной живописи.

Ольга Андреевна тут же поправляется: назвать абстракцией эти работы всё же нельзя, потому что они неструктурированные, хаотичные. Это чистая экспрессия, идущая от впечатления, от эмоций.

– Аутисты в напряженном состоянии просто тыкают кистью, это даже не пуантель (рисование точками. – Прим. ред.), а просто такая нервная дробь, – говорит Срданович. – И мы решили заниматься раскрепощением накладывания краски, мазка. Пробовали даже руками наносить, но в перчатках это оказалось сложно из-за проблем с координацией. Бабушка Лариса Михайловна ей показывала импрессионистов – Моне, Ренуара, Писсарро. Знаете, бабушка там золотая! Она по образованию инженер, любит порядок во всём, поэтому у Анны всегда чистые кисти, краски, палитра. Когда я попросила ее тонировать торцы Анечкиных работ, она постепенно вошла во вкус, подбирает колера.

Помимо этого бабушка знает и покупает любимые краски своей внучки, научилась натягивать холсты и оформлять работы в рамы. «Всё, чем занимаются подмастерья у художников, делаю я», – резюмирует сама Лариса Михайловна.

Родители Анны – медики, которые не могут похвастаться большим количеством свободного времени, так что ее ежедневным развитием в основном занималась именно бабушка. Пробовали всё: данстерапию, музыкальную (виолончель, фортепиано), иппотерапию – и всем занимались серьезно. Только на ипподром ходили 13 лет. При этом в 14 Анна окончила школу с золотой медалью!

– Как всё успевали? – спрашиваем бабушку.

– А у меня выбор есть? – смеется она. – Я просто теоретически знаю, что всё это надо делать. А когда до практики доходит, ищу помощников. Так мы и попали к Ольге Андреевне.

Палитра и цветоощущение

Перемены в личной жизни Ольги Срданович и необходимость периодически надолго уезжать в Черногорию заставили ее искать себе замену в качестве педагога для Анны. Сама же Ольга Андреевна надеется начать еще и новый этап в своей живописи:

– Знаете, меня все устраивает, кроме моих цветовых пятен. Цвета здесь не хватает, и это чувствуешь, когда уезжаешь на юг. Недаром наши художники всегда ездили в Крым, а дореволюционные выпускники Академии художеств – в Италию, и эти поездки намного улучшали их палитру и цветоощущение. Возможно, на контрасте я увижу прелесть Сибири, нашей серебристой атмосферы, которую сейчас не понимаю. Для меня это слишком сухой воздух, я не вижу переливов… Черногория имеет другой цвет, свет. Но тут нельзя брать нахрапом и писать, если всего не увидел и не почувствовал людей. Мне там очень понравились старцы, священники – такие типажи, такая фактура лиц! Если получится – дай бог. В октябре планируется отчетная краевая выставка по итогам пленэров, и мне хочется привезти на нее что-то теплое и солнечное.

Фоторепортаж