За чудесами и успокоением: около трех сотен православных верующих отправились из Барнаула в Коробейниково

17:13, 01 июля 2022г, Общество 1012


За чудесами и успокоением: около трех сотен православных верующих отправились из Барнаула в Коробейниково Фото №1
За чудесами и успокоением: около трех сотен православных верующих отправились из Барнаула в Коробейниково Фото №2
За чудесами и успокоением: около трех сотен православных верующих отправились из Барнаула в Коробейниково Фото №3
За чудесами и успокоением: около трех сотен православных верующих отправились из Барнаула в Коробейниково Миниатюра №4
За чудесами и успокоением: около трех сотен православных верующих отправились из Барнаула в Коробейниково Миниатюра №4
За чудесами и успокоением: около трех сотен православных верующих отправились из Барнаула в Коробейниково Миниатюра №4

В прошлое воскресение около трех сотен православных верующих отправились из Барнаула в Коробейниково, чтобы в течение недели постом и молитвой исцелиться от болезней и замолвить словечко перед Богородицей за своих родных.

Новые правила

Коробейниковский крестный ход приурочен ко дню прославления иконы Казанской Божией Матери. Верующие считают икону чудотворной, особенно она помогает женщинам, которые испытывают проблемы с деторождением. По свидетельству многих паломников, большинство из обратившихся когда-то к Матушке-Заступнице, разрешились одним или двумя детьми.

Сейчас Коробейниковский храм – один из красивейших на Алтае, а когда-то, в годы сталинских репрессий, гонений советской власти на верующих, он был сначала разорен,  затем преобразован в зернохранилище, а икона Казанской Божией Матери брошена на пол, под ноги. Она долгое время служила мостиком на входе в зернохранилище. По преданию, образ нашла и сохранила слепая жительница села Ольга Перегудова по прозвищу Олюшка Тёмная. После стершийся лик проступил вновь, и икона стала мироточить. В 80-е годы ее передали в барнаульский Покровский кафедральный собор, в 2000-годы вернули в восстановленный Коробейниковский храм. Это произошло 2 июля 1994 года. В память об этом событии отмечают праздник в первое воскресенье июля.

В 2017 году началась подготовка материалов для причисления Ольги Перегудовой к лику святых, сейчас некоторые из крестоходовцев идут с иконами Олюшки Тёмной, считая ее святой.

Крестные ходы к Коробейниковской иконе начались в 2000-годы, постепенно они приняли всероссийский размах. Поклониться чудотворному образу приезжают паломники не только со всей Сибири, но и из Москвы, Санкт-Петербурга и других уголков нашей страны.

Первые крестные ходы совершались по проселочным дорогам, крестоходовцы сами несли не только иконы и хоругви, но и свои вещи и палатки. Сейчас паломнический поход обрел более цивилизованные черты, участников крестного хода подвозят во время больших переходов на автобусах, вещи едут отдельно. Задача паломников заключается лишь в том, чтобы усердно молиться Богородице. После ограничительных мероприятий, связанных с пандемией, многое в организации крестного хода поменялось, исчезли централизованная организация автобусов для паломников и приготовление пищи походной кухней на месте ночлега. Раньше крестоходовцев принимали на ночлег села, размещая верующих в школах и ДК. Паломникам достаточно было взять с собой спальник или одеялко, чтобы переночевать в теплом помещении. Сейчас они вынуждены везти с собой полное туристическое снаряжение, поскольку каждый из них разбивает на месте ночлега свой бивуак самостоятельно. Почти у всех есть своя газовая горелка, запасные баллончики для приготовления пищи. И после тяжелого дня они ставят палатки под зноем и дождем, а затем готовят себе ужин. Многие прихожане храмов объединяются в небольшие компании, чтобы делать все сообща, назначая на каждый день повариху. Организацию транспорта для прихожан, намерившихся участвовать в крестном ходе, взяли на себя сами верующие. И если до пандемии билет на автобус стоил 1,5 тыс. рублей, то теперь его можно приобрести за 4,5 тыс. рублей. То ли роль сыграла цена, то ли пандемия, но участников крестного хода в последние годы стало в разы меньше. Раньше в каждом населенном пункте паломников только прибывало, много было многодетных прихожан храмов, которые составляют социально незащищенную категорию граждан, сейчас их раз-два и обчелся. Также много было и болящих, к которым православные относятся с большим пиететом, а в этом году была видна лишь одна такая паломница. Нет и деревенских старушек, которые раньше бросали огороды в разгар страды и пускались в путешествие до Коробейникова.

Роспотребнадзор запретил разбивать паломнический лагерь на ночлег у речек, чтобы у крестоходовцев не было соблазна купаться в местах, не разрешенных для отдыха, которых у нас в Алтайском крае большинство. Девиз «кабы чего не вышло» работает у контролирующих госслужб на примере крестного хода довольно успешно, поскольку верующие, как солдаты, подчиняются указаниям организаторов паломнического похода: без смирения нет спасения души.

Дни и ночи

Крестный ход в этом году длится с 26 июня до 3 июля. В воскресенье верующие вышли от барнаульского Покровского собора и направились в сторону Змеиногорского тракта в сопровождении мотоциклов ГИБДД и казачков. Сотрудники ведомств регулировали людской поток, который мог препятствовать проезду транспорта по центральным магистралям города. После двух привалов паломники преодолели черту города и вышли на федеральную трассу. Путь первого дня лежал до Буранова. Небольшое село встретило путешественников довольно гостеприимно. Администрация позволила разместить палатки по старым правилам на территории средней школы и вокруг нее. Пришкольный участок – живописное место, засаженное березами и соснами. На таком участке даже дождик нипочем: деревья укрывают от влаги.

Утро второго дня паломников, как и прошлый вечер, началось с проливного дождя, но это не помешало ни исповеди, ни причастию, служба шла своим чином. Примерно в 11 часов лагерь свернули, и крестоходовцы двинулись дальше. Следующая остановка была рядом с селом Калманка. В этот день было не жарко, паломников поливал дождик, ветер отгонял мошку. Прошли относительно легко по сравнению с первым днем, когда от жары на асфальте некуда было спрятаться. Часов в 5 вечера, миновав село, разместились на горе, подальше от речки и озера. С вечера зарядил проливной дождь, и паломники еле успели поставить палатки и перекусить, как говорится, чем бог послал. Утро выдалось солнечным и радостным, крестоходовцы, проснувшись по обыкновению в 5-6 часов, поохали по поводу подмоченных вещей и вышли на улицу, чтобы вычитать утреннее правило и «Последование ко Причастию», чтобы идти на службу подготовленными.

Передвижной алтарь позволяет проводить церковную службу каждый день. Утреня длится 2-2,5 часа. Православные терпеливо и с благоговением слушали сводный церковный хор и перешептывались о том, кто сегодня служит на утрене. Владыка Барнаульский и Алтайский Сергий дошел с паломниками до конца города, а затем удалился: скорее всего, он прибудет на субботнюю праздничную службу в Коробейниково. Иногда он идет последние километры вместе с паломниками от Елбанки до Коробейниковского храма. Преодолеть весь семидневный путь ему тяжело. А епископ Рубцовский Роман сопровождает крестный ход все время и соответственно проводит ежедневную службу вместе с другими священниками и дьяками.

После службы небольшой перекус, и снова в путь. До причастия, разумеется, есть не положено, иначе все приготовления насмарку.

Следующий пункт назначения – маленькое село Белояровка, расположенное в красивейшем месте, где можно набрать ягоды и душистых трав к чаю. К приходу паломников население всегда жертвует много солений и картофеля, хотя живет небогато. Два года назад паломников здесь радушно встречал сельский батюшка, теперь назначен другой. Первый скончался через несколько лет после смерти матушки. Был очень добродушным, искренним человеком, жаль его.

Воспитание новичков

Православные привыкли жить общинной жизнью, в которой есть свои правила. И если вы впервые в крестном ходе, вам так или иначе укажут на них.

Например, нельзя ругаться, употреблять спиртное, есть не благословленную пищу. Если первое и второе правило довольно очевидны, то с соблюдением третьего автору материала пришлось непросто. В прошлом году я, по обыкновению, примкнула к группе приходских одного из барнаульских храмов и жила по их распорядку. Помимо них, за много лет паломнических походов у меня образовался с десяток друзей среди крестоходовцев, с которыми я делила пищу и кров. И вот на одной из стоянок ко мне подходит сестрица и просит чего-нибудь попить и поесть, поскольку устала после трудного перехода, а продукты, взятые с собой, у нее закончились. Я отправляюсь к своей группе прихожан, зная, что ужин уже готов. От кастрюлек пахнет постным пловом и компотом. Объясняю поварихе, в чем дело, а она отвечает отказом. Я вхожу в ступор. Как так можно? Отказать страждущему? Это ж крестный ход! Оказывается, все паломники покорно в течение целого часа дожидались одного из старейших участников и любимцев крестного хода – иеромонаха отца Иоанна, который каждый год несет впереди всех фонарь. Чтобы добыть еду для своих знакомцев, мне пришлось подождать вместе со всеми прихода старца еще час, потому что на пути к нам он посидел за столом еще в нескольких местах с такими же крестоходовцами, как мы. Он очень добрый и не может никому отказать. Спустя час после благословения пищи отцом Иоанном я отправилась к друзьям с добытым провиантам. Посыпались вопросы: что так долго? Я объяснила, но они, как и я, пребывая еще на пороге веры, так и не смогли понять это правило.

Спустя десять лет участия в крестном ходе я продолжаю изучать православный мир и его правила. Я воспитывалась в духе атеизма. Единственным проводником в православие была бабушка, едва умевшая читать по слогам. Она научила меня первой молитве, и это в разгар борьбы с верующими, когда в школах переписывали, кто в семье молится. Мне было тогда 10 лет, и я вела с бабушкой жаркие дискуссии по поводу доказательств существования Бога. Бабушка только улыбалась и говорила: «Ты так всем в школе и мели, а сама молитву «Отче наш» выучи, поможет в трудный час». Бабушки давно уже нет, но я помню ее наказ и пытаюсь постичь ее мир.

Подробный отчет о каждом дне паломников читайте на сайте «АП». Позже в газете выйдет материал по итогам крестного хода.

Паломники

В крестном ходе нам встретилась Галина Старовойт, автор книги об Алтайской неканонизированной святой Олюшке Тёмной:

«Я хожу в крестные ходы более 20 лет. 

Олюшка почила в 90 лет, в 1977 году. На ее долю выпали духовные испытания. Мы живы благодаря молитвам святых за нас. Если не будем матушек поминать, Олюшку, Домнушку, прервется преемственность. Богородица призвала Олюшку, сказала: приди и подними, меня топчут, мне больно. Олюшка была не только православной христианкой, она избрана волей Божьей. Материалы об Олюшке ко мне стекались от матушек и батюшек. Я сопоставляла их рассказы и записи и понимала, что все они совпадают. Фотографии Олюшки не сохранились, поэтому лик алтайской святой пришлось восстанавливать со слов очевидцев. Придала портрету живость известная алтайская художница Ирина Щетинина». 

Те, кто знал святую при жизни, признали сходство портрета с оригиналом. Этот портрет вошел в книгу «Жизнь её Богу угодна». Она была выпущена ограниченным тиражом, и сейчас ее автор Галина Старовойт мечтает о переиздании или размещении на электронной платформе.

Сестра Татьяна приехала на Алтай из Белоруссии: 

«В Новокузнецке живет мой сын, и я решила перебраться поближе к нему. Моя подруга рассказала мне о Коробейниковском Крестном ходе, и я заинтересовалась и пошла». 

Татьяна рассказала об оранжевой революции, которая могла бы разгореться в Белоруссии, если бы не Батька: 

«Были кричалы и сторонники оранжевой революции, но благодаря поддержке военных и тех, кто голосовал, революции удалось избежать. Мне до слез было обидно за президента, сколько ему пришлось пережить, сколько выпало испытаний на его долю».

Рассказала она и о том, как родные между собой соблюдают паритет по вопросу Украины:

«Я с детьми на тему спецоперации не говорю. У них свое мнение, у меня свое. У меня дочь сейчас уехала в Литву, но не потому, что спецоперация, а потому что муж литовец. Сын – в России, сначала у него одно мнение было, а потом глаза раскрылись на происходящее. Русские и украинцы всегда были братскими народами. Беженцы едут к нам начиная с 2014 года. Батька им предоставляет, как и белорусам, жилье, работу, детсады. У нас в Белоруссии хорошо. А сколько льгот для женщин! Все условия для многодетных. Четвертый ребёнок в семье – квартира бесплатно. У моей сестры-близняшки пятеро детей. У нее все дети в спорте, здоровые, потому что она сама их досматривала в декретном отпуске до 3 лет». 

Сестра Ксения – из Москвы:

«В 2010 году моя мама пошла крестным ходом. У нееноги фактически не ходили. Батюшка ее благословил в крестный ход, и она пошла вместе с внуком – моим сыном. Я в это время защищала диссертацию в Москве. Маме помогал весь крестный ход. Когда подошли к поклонному кресту перед Усть-Пристанью, мама мимо на автобусе проехала, расстроилась из-за этого и попросила Божью Матерь, чтобы она ее исцелила. Рядом с мамой в автобусе сидела монахиня, она предложила помолиться вместе о здравии. Вдруг водителю автобуса позвонили и сказали вернуться к поклонному кресту и забрать отставшего паломника. Водитель подождал, пока мама приложится к поклонному кресту. Добралась туда буквально ползком. После чего встала и пошла к автобусу совершенно здоровой».

Фоторепортаж