Выставка Сергея Боженко «Автопортреты» работает в барнаульской галерее

19:00, 28 мая 2020г, Культура 1186


1
1

Выставка Сергея Боженко «Автопортреты» работает в барнаульской галерее «Турина гора» с середины мая по середину июня. Ее открытие по очевидным причинам пришлось перенести на месяц позже запланированной даты, но в галерее считают, что именно сейчас такая экспозиция особенно логична.

В ней собраны рисунки архитектора и художника – быстрые наброски, выполненные углем, сангиной и пастелью в разные десятилетия и точно зафиксировавшие момент: момент взгляда на себя в зеркало в определенный день и час, момент размышления о себе.

Графика, живопись, керамика

– Обстоятельства складывались не в пользу выставки, но мы с Сергеем Алексеевичем решили дождаться благоприятного момента, – говорит хозяйка галереи Екатерина Москвитина. – И когда разрешили работать магазинам, имеющим отдельный вход, мы открылись. Не в обычном формате, конечно: без гостей, музыкантов, фуршета и журналистов. Все было предельно лаконично: Сергей Алексеевич, я и коллега-продавец, которая снимала на камеру, а мы воображаемой публике рассказали о выставке.

Сергей Боженко начал готовить эту выставку еще в прошлом году: заказал рамы, оформил рисунки, сделал каталог. Готовился к своему 66-летию и показать планировал 66 работ. А потом, как это часто бывает с художниками, обнаружил у себя еще целую забытую папку со студийными набросками.

В итоге работ на выставке получилось несколько больше. Кроме графических автопортретов есть еще ряд живописных алтайских пейзажей в узнаваемой манере и колорите. А в цвет охристой графики художника Екатерина Москвитина подобрала монохромную охристую керамику «Туриной горы» – как отметил Боженко, «очень деликатно». Нелинейная развеска придала экспозиции динамичность – словом, и художник, и галерея результатом остались довольны.

Модель всегда под рукой

Ответ на вопрос, почему автопортреты, не так прост. Как один из учеников Василия Рублева (легендарного барнаульского графика и скульптора, собравшего еще в начале 1970-х годов неофициальную студию единомышленников), Сергей Боженко отчасти перенял у него и философию рисования самого себя.

– Сравнивая автопортреты Рублева и свои, я вижу, что в техническом плане делаю все несколько иначе: он эксплуатировал пятно, растертое пальцем, и линию, а я растираю мелками. Но его эстетика на меня повлияла. Я же профессиональный архитектор, изначально меня учили рисовать как конструктора, аналитика. Я могу построить любую форму, хоть корову кверху выменем, и изобразить ее реалистично, пользуясь методом конструктивного рисования. А Василий Федорович показал мне метод чувственного рисования. И сейчас эта прививка дает немного особенный результат. Не все мои работы мне нравятся, но есть среди них и любимые.

Художник не отрицает, что автопортрет всегда попытка вглядеться и понять себя. Но кроме чувственного опыта Боженко преследует еще и чисто техническую цель: это просто-напросто тренировка, необходимая художнику, как спортсмену – разминка. Только в данном случае модель всегда под рукой: «Не надо ни с кем договариваться, назначать время, вести ненужные разговоры, – смеется Сергей Алексеевич. – Продрал глаза с утра – о, какой я безобразный, какой интересный! Сейчас в пять секунд набросаю эскиз, еще эскиз».

Здесь и сейчас

Галеристка Екатерина Москвитина говорит:

– Как ни парадоксально, но эта выставка, хоть и готовилась заранее, кажется мне очень созвучной сегодняшней ситуации. Идет какое-то переформатирование, многие люди в растерянности. Они размышляют, как им дальше жить, задумываются о себе. Наша экспозиция как раз предлагает зрителю погрузиться в созерцание и размышления – но ни в коем случае не в уныние. Тем более что сам жанр автопортрета ровно об этом: «А каков я сейчас?»

При этом автопортретам Боженко, в общем, не свойственно депрессивное самокопание, подчеркивает хозяйка галереи. Скорее уж самоирония и добродушный взгляд на окружающий мир.

Кстати, решиться открыть выставку в такой ситуации, как говорит Екатерина, было несложно:

– За исключением особых мероприятий, к нам в зал обычно и заходит не больше двух-трех человек за раз. И пока, к нашему огромному сожалению, не могут открыться большие музеи, хотя бы такие моногалереи должны утолить интеллектуальный, культурный голод. Так что мы приглашаем: приходите в одиночестве, приходите парой. Посмотрите, а потом пообщайтесь, это очень важно. Это придаст разнообразие нашей монотонной ситуации. Я ничего не имею против онлайн-формата, но он не сравнится с непосредственным восприятием. Искусство – это здесь и сейчас.

Фоторепортаж