Как работает краевая система высокоточного спутникового позиционирования?

15:40, 02 декабря 2014г, Общество 2154


Как работает краевая система высокоточного спутникового позиционирования? Фото №1

Новые возможности по повышению рентабельности, оптимизации работ, повышению качества продукции и оказываемых услуг обеспечит краевая система высокоточного спутникового позиционирования. В чем состоит принцип ее работы, рассказывает начальник управления информационных технологий и связи Алтайского края Евгений Поздерин.

О системе

– С 2015 по 2020 год на территории края за счет средств краевого бюджета предполагается развернуть сеть специализированных станций. В состав каждой из них будет включена антенна систем ГЛОНАСС/GPS, а также блок управления. В автоматическом режиме любая из этих станций позволит осуществлять обработку навигационных сигналов со спутников и формировать корректирующие поправки. Они будут передаваться пользователям операторами мобильной связи.

При этом можно добиться миллиметровой точности определения координат.

Об экономической целесообразности

– Для чего же нужна такая точность?

– Ожидаемый вопрос, ведь бытовые навигаторы, применяемые многими из нас в поездках, пеших походах и так неплохо справляются со своей задачей. С какой целью, спрашивается, тратить на новую систему бюджетные средства? Для читателей «Алтайской правды» я готов привести примеры из ряда отраслей экономики, где невооруженным глазом можно оценить выгоду от внедрения подобной системы.

Кадастровый учет объектов недвижимости, точнее, земельных участков. Для жителей крупных городов он не так актуален, так как большинство из нас проживают в многоквартирных домах и редко сталкиваются с необходимостью точного определения границ земельных участков при совершении сделок купли-продажи. Но для собственников коммерческих зданий, жителей домов с приусадебным участком, для фермерских хозяйств и агропредприятий, чьи сельскохозяйственные угодья до сих пор не стоят на кадастровом учете, польза будет очевидна.

Использование поправок, генерируемых системой, значительно ускорит выполнение кадастровых работ, а следовательно, снизит их стоимость для потребителей. Повышенная точность измерений избавит собственников земли от последствий инженерных ошибок, которые приводят к неверной оценке размеров земельных участков и определению их границ, что, в свою очередь, влечет за собой возникновение трудностей при регистрации объектов недвижимости органами Росреестра, а иногда и к длительным судебным тяжбам с соседями из-за границ.

– Алтайский край – аграрный регион. Какую пользу принесут новые технологии в этом секторе?

– Принципы так называемого точного земледелия прочно вошли в практику аграриев многих стран мира. Реализация возможности получать и использовать поправки будет способствовать расширению практики применения хозяйствами посевной и обрабатывающей техники, оснащенной системами параллельного вождения и автопилотирования. А это облегчение труда механизаторов, большее количество обработанных земель за смену, в том числе ночью, недопущение перерасхода семян, экономия на средствах защиты растений за счет исключения участков повторной обработки и так далее.

– Вы несколько раз упомянули о геодезическом оборудовании. Значит ли это, что система будет востребована и на стройплощадках?

– Несомненно. Помощь геодезистам, осуществляющим изыскания на стройплощадках, будет аналогична помощи кадастровым инженерам. Вместе с тем, к примеру, оснащение дорожно-строительной техники навигационным оборудованием, предназначенным для контроля параметров производственных операций, позволит четко контролировать глубину выборки грунта, толщину слоев укладываемого дорожного покрытия, а значит, обеспечит соблюдение требований к техническому процессу, повысит качество и долговечность дорожного полотна. Генерируемая дорожно-строительной техникой информация и ее последующий анализ избавят бюджеты различных уровней от перерасхода средств за счет четкого понимания объемов выполненных подрядчиками работ.

Приемники навигационных сигналов на мостовых переходах или крупных спортивных сооружениях, вмещающие тысячи людей, будут предупреждать о смещениях конструкций, способных привести к их разрушению. Благодаря чему можно избежать человеческих жертв.

В будущем краевая система высокоточного позиционирования найдет применение в интеллектуальных транспортных системах, в отрасли «умного страхования», когда стоимость полиса страхования автогражданской ответственности прямо пропорциональна тому, насколько аккуратно водитель ведет себя в транспортном потоке.

Пилотный проект

– Когда и где планируется запустить систему в работу?

– К ноябрю текущего года специалисты компании «Навгеоком» при участии нашего управления, администрации Тальменского района, МФЦ Алтайского края завершили работы по монтажу и пусконаладке двух комплектов оборудования в Барнауле и в райцентре Тальменка. Каждая станция обеспечит поправками всех заинтересованных пользователей в радиусе 40 км.

Завершение работ по регистрации оборудования органами Росреестра запланировано на декабрь 2014 года. С января 2015 года передаваемые навигационные поправки будут являться юридически значимыми и станут доступны широкому кругу лиц и организаций, осуществляющих кадастровые, геодезические и иные виды работ, безвозмездно на весь период реализации пилотного проекта. Позднее, после ввода системы или ее части в промышленную эксплуатацию, услуга по предоставлению поправок будет оказываться платно. Вырученные средства пойдут на поддержание функционирования системы и в доход краевого бюджета.

Фоторепортаж