«Война и мир» канала BBC: о сериале и героях

14:43, 20 мая 2016г, Культура 1617


1
1

Премьера новенького британского мини-сериала «Война и мир» на Первом канале ожидаемо вызвала возмущение у части отечественных телезрителей: все не то и не так, клюква развесистая, и что вообще могут понимать эти англичане в русской жизни.

Заметим в скобках, что на родине новой экранизации ее авторов упрекали практически в обратном: что Россия у них получилась недостаточно экзотичной. Мол, все эти теплые семейные сцены и светские взаимоотношения как-то слишком похожи на Англию эпохи Регентства.

Да, даже при самом доброжелательном отношении к этой дорогостоящей и обаятельной телепостановке «Би-би-си» закрыть глаза на многочисленные ляпы и неточности не получается. Но помимо тучных свиней во дворе московского дома Ростовых, помимо неправильных кос, крестиков, орденов и орфографии, худых плеч Элен и отчаянно некрасивого Анатоля, наконец, помимо очевидных спрямлений и упрощений сюжета было в этой экранизации и много такого, за что ее можно полюбить. По крайней мере, до финальной шестой серии, в которой количество сценарной отсебятины все же превысило разумные пределы.

Насколько можно судить по разноречивым отзывам, относительный консенсус достигнут по поводу Пьера Безухова. Его сыграл американский актер Пол Дано, который до сих пор был известен в основном по ролям жалких подонков в независимом кино. Так вот, это, похоже, первый Пьер, который вышел живым и очень трогательным человеком, а не эдаким монументальным олицетворением идей и заблуждений своего века. А еще он наконец-то действительно молод (герою вначале двадцать, актеру – тридцать, но выглядит он куда более юным). И потому так достоверны его метания, так извинительна его растерянность и вечная неуместность в высшем свете. А уж подоплека его кутежей, несчастной женитьбы и нежной дружбы с князем Андреем и семьей Ростовых и вовсе не вызывает вопросов. Высоко оценили и реалистичность батальных сцен – совершенно лишенных героического пафоса, грязных и хаотичных, что очень в духе романа.

Кроме того, критики хвалят образы княжны Марьи Болконской (дивная актриса Джесси Бакли), Николая Ростова (Джек Лауден), князя Василия Курагина (Стивен Ри) и Кутузова (потрясающий Брайан Кокс). Ну а наибольшее неприятие вызвали Наташа Ростова в исполнении модной молодой актрисы Лили Джеймс, худощавая вертихвостка Элен (Таппенс Мидлтон) и несколько опереточный Долохов (Том Бёрк).

Ну, с Наташей вообще сложно, настолько въелся в память образ, созданный юной балериной Савельевой в экранизации Сергея Бондарчука. Хотя и он, если судить совсем уж беспристрастно, весьма далек от книжного… И, может быть, пора признать, что раз у всех читавших роман сложились четкие представления о том, как выглядели и жили любимые герои, то удовольствие от любого теле- и кинопрочтения во многом зависит от способности простить наличие других, отличных мнений. В конце концов, психологическая точность образов мне представляется куда важнее вопроса, почему светловолосого государя Александра I сыграл жгучий брюнет. А ведь авторы сериала как раз очень старались сохранить внутреннюю сложность персонажей, в разные моменты вызывающих широчайший диапазон эмоций от нежности до неловкости и отвращения.

Священный трепет перед великой книгой, вбитый на уроках литературы (где долго и серьезно мусолят несчастного князя Андрея с дубом), кажется, мешает нам увидеть одну из важных составляющих этого величия: сюжет. Да, от философской глубины романа тут мало что осталось. Кроме того, создатели, похоже, не знали, как подступиться к важной народной теме, убрали отсылки к последующей русской истории и декабристам. Но стоит учесть, что снимали эту новую экранизацию для тех, кто роман не читал и не собирается – в этом честно признавались в интервью сами авторы сериала. И вот, как рапортуют отраслевые издания, после январских показов на «Би-би-си», собравших у экранов весьма солидную аудиторию, роман Толстого в Великобритании внезапно оказался в списке бестселлеров! Так что авторам экранизации удалось даже несколько больше, чем они планировали.

Фоторепортаж