Вместе и немного впереди

06:30, 23 августа 2014г, Общество 1943


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

В Алтайском государственном театре для детей и молодежи имени В.С. Золотухина состоялось пленарное заседание IX Съезда работников образования.

На государственном уровне

На учительский съезд было избрано 374 делегата, прибыли и более ста гостей. В Молодежном театре присутствовали глава края Александр Карлин, председатель АКЗС Иван Лоор, главный федеральный инспектор по Алтайскому краю Михаил Чугуев, вице-президент Российской академии образования Виктор Басюк, председатель краевого профсоюза работников народного образования и науки Юрий Абдуллаев, главы администраций городов и районов края, представители учительских династий, общественных организаций «Учителя-новаторы Алтая», «Ассоциация молодых педагогов», лауреаты премии имени С.П. Титова, «Учитель года Алтая», «Лучшие школы Алтая».

«В течение следующих пяти-шести лет Алтайский край должен войти в группу регионов – лидеров по темпам экономического развития, качеству и комфортности проживания для населения среди субъектов Российской Федерации, экономика которых не имеет существенной сырьевой составляющей» – такие амбициозные задачи обозначил на съезде Александр Карлин.

При всем многообразии и значимости решаемых в крае задач, по его словам, приоритет всегда оставался за образованием. Исполняются майские указы президента России, идёт реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», внедряются новые федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, общего и профессионального образования. Масштабные финансовые вложения в систему образования сказываются на всех её результатах, в первую очередь на качестве знаний. Вспомнил руководитель региона и о признании опыта края по работе с малокомплектными школами и внедрению инновационного фонда для поддержки передового опыта школ и педагогов. «Наш алтайский опыт внесен в банк данных и рекомендован другим субъектам, что представляется весьма ценным», – отметил врио губернатора.

В крае успешно выполняется Указ президента России об обеспечении дошкольным образованием детей в возрасте от трёх до семи лет. В настоящее время в 42 (60%) муниципальных образованиях эта проблема уже решена. «Полностью ликвидировать очередность мы планируем к 2016 году», – сказал Александр Карлин. Наш регион является лидером и в вопросах строительства, реконструкции и ремонта школ, а также в модернизации системы школьного питания. В крае один из самых высоких показателей по охвату школьников горячим питанием – более 96 процентов.

Новый учебный год начинается в рамках проходящего Года культуры. «Он призван стать годом истинного просветительства, обращения к нашим культурным корням, к вопросам патриотизма, нравственности и морали, – сказал Александр Карлин. – Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, но и воспитывают граждан страны, впитавших ее ценности, историю и традиции, людей, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить. И в современных условиях на этом направлении особо действенным инструментом выступает патриотическое воспитание. Следующий, 2015 год для нашей страны и всего нашего народа – год 70-летия Великой Победы. И школа в подготовке к этой легендарной дате должна занять своё особое место».

Аплодисментами встретили гости съезда заявление, значение которого трудно переоценить.

– Мы намерены в Алтайском крае реализовать новый уникальный проект по поддержке детей из многодетных семей, – сказал Александр Карлин. – Мы на государственном уровне гарантируем этим ребятам получение среднего профессионального образования за счет бюджета. Таким образом, каждый ребенок из многодетной семьи в Алтайском крае при желании может гарантированно получить среднее профессиональное образование в наших колледжах. Я считаю, что это очень серьезная поддержка региональной системы профессионального образования и еще один мощный канал поддержки многодетности в нашем крае. Государство обязано обеспечивать доступность получения образования самого высокого качества, доступность, которая преодолевает социальные и имущественные барьеры в том числе. И сегодня мы делаем первый и достойный шаг в этом направлении.

Александр Карлин напомнил, что в крае существуют 11 форм поддержки многодетных семей, 10 из которых осуществляются за счет краевого бюджета. «В эти дни многодетные семьи, в которых есть школьники, получают специальную поддержку, и очень приличную, из краевого бюджета на подготовку к школе. На каждого ребенка по 5 тысяч рублей, на первоклассника – 7,5 тысячи», – сказал он.

После своего выступления Александр Карлин остался на сцене: из его рук получили заслуженные награды замечательные педагоги края. Бурно аплодировали гости педагогам, удостоенным звания «Заслуженный учитель Российской Федерации»: учителю гимназии № 2 Бийска Любови Ивановой, преподавателю-организатору ОБЖ Алтайского архитектурно-строительного колледжа Александру Кашкарову и руководителю физвоспитания Международного колледжа сыроделия Елене Смараковой. Также Александр Карлин вручил многим героям дня Благодарности президента, медали «За заслуги перед обществом», медали Алтайского края «За заслуги в труде». Гостям съезда трудно было сдержать слезы, когда на сцену поднялись их коллеги, супруги Хохловы: за достойное воспитание сына Павла, погибшего при спасении людей на территории Чарышского района во время паводка, медалью «Родительская слава» была награждена специалист комитета администрации Чарышского района по образованию Вера Хохлова. За смелые и решительные действия, проявленные при спасении людей во время паводка, Александр Карлин вручил медаль «За честь и мужество» первому заместителю главы администрации Чарышского района, председателю комитета администрации района по образованию Сергею Хохлову. Из рук замгубернатора, начальника Главного управления образования и молодежной политики Юрия Денисова получили заслуженные награды также и победители конкурса «Новая школа Алтая» «Дополнительное образование Алтая».

О передовой системе и… улыбке

Вице-президент РАО Виктор Басюк подчеркнул, что на сегодняшний день региональная система образования Алтайского края – одна из передовых региональных образовательных систем в России, она демонстрирует высокие достижения, значительные результаты научно-методической и учебно-методической работы во всех звеньях образовательной системы. «И это является заслугой всего педагогического сообщества. Важна и поддержка руководителей исполнительной и законодательной власти субъекта Российской Федерации, которые определили для себя именно систему образования в качестве основного стратегического ориентира развития региона», – резюмировал вице-президент РАО.

Замгубернатора края, начальник Главного управления образования и молодежной политики Юрий Денисов, рассказав о позитивных изменениях, обозначил и проблемы – прежде всего в кадровой сфере, где, по его словам, «по-прежнему острой остается проблема привлечения молодых мотивированных подготовленных педагогов во все уровни образования, в том числе в профессиональные организации». 40 выпускников ссузов, которые пойдут работать в малокомплектные школы, получат по 100 тысяч рублей. (Напомним, что 40 выпускников вузов такую сумму уже получали прежде.) Много задач предстоит еще решить и в создании современных условий в наших образовательных организациях, и прежде всего в школах. Озвучил Юрий Денисов то, о чем говорят многие учителя: он напомнил о «бумажном вале». Многих порадует известие: Главным управлением завершается разработка комплексного плана по снижению документооборота в системе образования, и прежде всего с участием учителя.

Говоря о развитии форм поддержки формирования и внедрения передового опыта, замгубернатора обратил внимание на принципиальное различие направлений расходования средств стимулирующего и инновационного фондов: «…из стимулирующего фонда оплачивается то, что педагогом уже сделано, из инновационного – финансируем прежде всего тех учителей, те школы, которые должны решить в новом учебном году конкретную задачу, проблему с использованием передовых опыта и технологий».

Коснулся Денисов в своем докладе и двух широко обсуждаемых документов. «В крае разработана стратегия по внедрению Профстандарта педагога. Главный ее принцип: не должно предъявляться никаких дополнительных требований к педагогу, если он к ним не подготовлен. Этот принцип в полной мере относится и к Кодексу профессиональной этики», – отметил он.

О важности принятия Кодекса профессиональной этики педагогического работника мы спросили директора барнаульской гимназии № 42 Генриетту Татарникову. Вот что она сказала:

– Кодекс – это свод морально-этических норм, правил и принципов, которого должны придерживаться все педагоги. После принятия проекта каждое образовательное учреждение примет Кодекс в своем учреждении. Будут учтены предложения и дополнения на местах. В нашей гимназии, например, учителя предложили обратить внимание на «участие педагогов в неформальном общении», оговорить ограничение по выставлению фотографий в социальных группах. На обсуждении Кодекса будет идти речь и о дресс-коде педагогов – не ущемляя их права, мы постараемся уточнить, какие элементы костюм учителя нашей гимназии может включать. 

Сегодня в рамках реализации закона об образовании мы столкнулись с необходимостью принятия Кодекса, который бы объединил педагогическую общественность, родителей и учащихся и сделал бы психологический климат в системе образования более комфортным для каждого ребенка и родителей. Чтобы ребенку хотелось идти в школу, чтобы он улыбался при виде своего педагога и домой возвращался с радостью, рассказывал родным, как он прожил день. И чтобы педагоги улыбались друг другу. Ведь улыбка – это отражение внутреннего состояния человека.

От «Азбуки» до «Мультикида»

Постоянные участники августовских педсоветов привыкли приезжать задолго до начала торжества – и чтобы встретиться со старыми друзьями, и чтобы узнать много нового, полезного. Раньше на втором этаже МТА обычно располагалась фотовыставка. Ее экспонаты рассказывали об истории просвещения на Алтае, о славных представителях дореволюционного учительства, о педагогических династиях края. В этот же раз все, кто видел экспозицию в холле, про себя и вслух восклицали: «До чего дошел прогресс!»

Интерактивной доской да компьютером сейчас не удивить ни школьника, ни педагога. Но вот экспонаты выставки инновационного компьютерного, цифрового оборудования вызывали неподдельное удивление гостей съезда. Если взрослым трудно было оторваться, например, от конструктора LEGO Education, наборов робототехники HUNAROBO, интерактивного стола с еще более мудреным названием Smart Technologies Ink ST442i, то можно представить, как интересно будет учиться детям, используя эти новинки! Родившиеся уже в компьютерную эру, они не испугаются, например, системы Multikid, которая характеризуется как «обучающий комплекс, позволяющий детям развивать когнитивные и коммуникативные компетенции». На самом деле этот самый «Кид» сможет стать настоящим другом ребенка: он расскажет ему об анатомии и музыке, временах года и любимых игрушках, о транспорте и энергии. Еще он научит детей работать в команде, станет замечательным помощником на уроках, причем и школьникам, и педагогам.

Таким педагогам, как учитель английского языка бийской гимназии № 2 Любовь Иванова: имея за плечами почти сорок лет стажа, она не стесняется учиться у своих учеников.

– Трудно назвать себя учителем, если ты сам не учишься, если твой ученик не перерос тебя, – считает Любовь Ивановна. – В обсуждаемом сейчас педагогами Кодексе профессиональной этики учитель рассматривается как соратник, который сотрудничает с детьми. Учитель должен быть чуть-чуть впереди и уступать дорогу молодому поколению.

Я учусь у своих учеников смелости, новаторству. Ребята иногда подсказывают, что можно включить в урок, а что сделать иначе. Я делегирую роль учителя своим ученикам, они у меня самые лучшие! Я их очень люблю, я счастлива в своей профессии.

Как бы мы ни восторгались чудесами научно-технического прогресса, нельзя забывать про старый добрый учебник. В экспозиции книжной выставки были представлены учебники и методические пособия, выпущенные известными издательствами и краевым институтом повышения квалификации работников образования. Так, много нового можно было узнать из замечательных изданий о музыке и живописи, о христианских праздниках и жизни растений. От книжки для самых маленьких школьников невозможно было оторваться! Причем, замечу, у «Литературного чтения» для 1 класса поучительна даже обложка. На ней можно прочитать, что комплект, включенный в проект Федерального перечня учебников на 2014/15 учебный год, был подготовлен под редакцией академика РАО президента Российского государственного педуниверситета им. Герцена Геннадия Бордовского. Дорогие дети, вам есть с кого брать пример: академик, доктор наук, профессор, бывший четверть века ректором РГПУ, Бордовский родился в Куягане, что в Алтайском районе нашего края, и учился в обычной сельской школе!

цифры

В крае более 2300 образовательных организаций:

• 900 детских садов (65, 5% – в сельской местности)

• 1115 общеобразовательных организаций 
(970 школ – сельские, причем 755 из них – малокомплектные)

• 78 учреждений профессионального образования

• 12 высших учебных заведений

• 18 филиалов вузов.

Образование-2006-2014:

• В 2006 году по инициативе губернатора 
А. Карлина принята первая в истории края целевая программа в сфере образования, которая с 2014 года реализуется как государственная программа «Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае» на 2014-2020 годы

• Внедрена и успешно работает единственная в РФ система управления образовательным комплексом, включающая в себя 7 межмуниципальных и 242 школьных образовательных округа, 70 муниципальных органов управления образованием

• На развитие образовательного комплекса края из всех уровней бюджета направлено более 140 млрд. рублей

• Построено и реконструировано 94 школы 
(в том числе 64 – в сельской местности)

• Отремонтировано 584 школы

• Все образовательные организации обеспечены системами автоматической пожарной сигнализации (АПС)

• Доля обучающихся в современных условиях выросла более чем в 2,4 раза и составляет 79%.

Новости партнеров
Фоторепортаж