Великий балетмейстер Владимир Васильев поставил в Барнауле пронзительный спектакль о любви

10:30, 14 декабря 2018г, Культура 2915


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

Мировая премьера музыкального спектакля «Блуждающие звезды» состоится в Барнауле 21 декабря в концертном зале «Сибирь». На афише не зря заявлено «мировая». «Блуждающие звезды» никогда не ставили на балетной сцене. Алтайский край будет первым. Режиссером-постановщиком, автором либретто и художником мультимедийного оформления выступил народный артист СССР и РФ, легендарный балетмейстер Владимир Васильев.

Идея зрела

– «Блуждающие звезды» я впервые захотел поставить лет 25 – 30 назад, когда в очередной раз прочитал этот роман Шолом-Алейхема. Мне хотелось соединить балет и оперу. Прошли годы. Однажды в Америке, в Нью-Йорке, мне довелось встретиться с внучкой писателя. Пришли к ней домой, и я поделился планами. Она одобрила, восхитилась. Но, видимо, время было не то. Воплотить свою мечту мне удалось только сейчас. И именно здесь, на Алтае, с Государственным молодежным ансамблем песни и танца «Алтай», и этому я несказанно рад. Они же не классики – народники. И это потрясающе! – рассказывает Васильев.

«Звезды не падают – они блуждают!» – говорит главный герой постановки Лейбл своей любимой Рейзл, чтобы она не огорчалась, когда небесные маячки стремительно летят вниз по черному небу… И, по мнению Владимира Васильева, главные герои романа Шолом-Алейхема – современные Ромео и Джульетта.

Их любовь зародилась в небольшом селе в ранней юности. Они дают себе обещание связать жизнь с театром, потому что театр – это чудо. Молодые люди уезжают из дома, и пути их расходятся. Всю жизнь они мечтают встретиться, делая при этом карьеру, набирая популярность, путешествуя по миру и отдавая жизнь любимому делу. И вот эти выросшие Лейбл и Рейзл встречаются. Но поздно. Они не могут быть вместе, с грустью понимая, что нет возврата к прошлому, что слишком поздно встретились «блуждающие звезды»… Видно, нет счастья на земле, есть только стремление к нему, погоня за ним.

Руки тянутся друг к другу, все эмоции артистов воплощены в танце, невыносимо нежно играет скрипка в удивительных руках неподражаемого музыканта Петра Каменных. Он, кстати, по замыслу режиссера и является рассказчиком, от которого зритель узнает историю этой любви.

Любовь – повсюду

– На самом деле все, что кажется нашим, было уже когда-то сделано. И вот этот клубок мы сейчас распутываем. И получается нечто совершенно уникальное, удивительное! И музыка, и танец, и элементы балета. И все замешано на любви к творчеству, друг к другу, к жизни… – говорит Владимир Васильев.

В зале во время репетиции шумно. Играет музыка, стучат каблучки, слышна скрипка. И среди всего этого – команды и советы Владимира Васильева и Елены Березиковой. Они сидят на местах для зрителей почти в центре. Васильев энергично жестикулирует: «Так, а теперь еще раз и ярче!», «Петр! Нота не та!» и т. д. Кстати, барнаульский скрипач Петр Каменных, услышав про не ту ноту, тут же идет к Мастеру, параллельно что-то наигрывая. Один раз, второй, третий… В какой-то момент Васильев удовлетворенно восклицает: «Во-о-от!!!» – и репетиция продолжается.

Видно, что он получает истинное удовольствие от деятельности. Владимир Викторович признается, что приезжает на Алтай как в семью, обожает творческий коллектив «Алтай» и замечает, что здесь легко работать.

Главный балетмейстер ансамбля песни и танца «Алтай» Елена Березикова с Васильевым работает не в первый раз. В качестве режиссера он уже ставил две работы с ансамблем – «Дом у дороги» по поэме Александра Твардовского и балет «Жил человек» по творчеству Василия Шукшина. Но каждый раз она поражается его гениальности, доброте, работоспособности и какому-то невероятному чутью на людей, в том числе артистов:

– На главные роли мы пробовали несколько пар, и у каждого хореографа было свое мнение. Дмитрий Залесский, когда начинал постановку, выбрал одних ребят, а я, прочитав роман и хорошо зная своих артистов, в том числе изнутри, увидела на этих ролях других. Но потом приехал Владимир Викторович и вообще соединил несоединимое. В итоге получился некий третий вариант. Самый удачный.

По словам Березиковой, наиболее сложная задача исполнителей главных ролей – превратиться из 15-летних в 35-летних, показать и дать прочувствовать зрителю это преображение. С девочками в этом плане проще, с мальчишками – сложнее. Роль Лейбла играет Егор Березиков, роль Рейзл – Настя Поволоцкая. Егор, конечно, слишком худенький, юный, и ему во взрослого мужчину трансформироваться сложнее. И если Настю в том числе благодаря женским штучкам легко преобразили, то про Егора долго думали… Но последний танец, который они исполняют после долгой разлуки, показал правильность выбора Васильева.

– Постановка очень трогательная. А в последнем танце герои почти не касаются друг друга. И когда я это увидела, то поняла, что Егору удалось преобразиться. Вот эта боль и любовь – она чувствуется, – говорит Елена Березикова.

Несмотря ни на что, завершается музыкальный спектакль жизнеутверждающе. «Надо жить! Надо радоваться! Надо пользоваться каждым моментом!» – восклицает полный оптимизма 78-летний Владимир Васильев.

…Музыка играет все громче, вихрь танца нарастает и закручивает  и… а вот что будет в конце – сюрприз. Его легендарный балетмейстер пока не открывает.

*   *   *

В общей сложности Владимир Васильев пробудет в Барнауле почти месяц. Учитывая его жесткий график работы, это очень много. Создать полноценную постановку за две недели вместо нескольких месяцев вообще почти нереально. Но ему это удалось! Танцоры, вокалисты, скрипач Петр Каменных работают на одной волне и на одном дыхании. Они репетируют практически без отдыха по несколько часов подряд.

Что получилось в итоге, увидим 21 и 22 декабря.

Справка
«Блуждающие звезды» – одно из наиболее известных произведений классика мировой литературы еврейского писателя Шолом-Алейхема. Произведение завершает трилогию, первый роман которой «Стемпеню» (1888 г.) и второй – «Йоселе-соловей» (1889 г.). «Блуждающие звезды» описывают драматическую судьбу любви и разлуки молодых людей, актера и певицы из местечка Голенешты. Свою жизнь они посвятили самореализации. Главная героиня Рейзл – дочь бедняка кантора, главный герой Лейбл – cын провинциального богача. Они убежали из родных мест со странствующим еврейским театром. Потом жизнь их разлучила. Встреча Розы Спивак и актера Лео Рафалеско (именно в них превратились Рейзл и Лейбл) случилась более чем через 20 лет.
В 1991 году в СССР на экраны вышел двухсерийный фильм «Блуждающие звезды» (режиссер – В. Шиловский). Постановки по роману делали в Московском еврейском театре «Шалом», в Уфе и других городах.

Досье
Владимир Викторович Васильев родился 18 апреля 1940 года в Москве. Хореографией начал заниматься с 1947 года. Советский и российский артист балета, балетмейстер, актер, художник, поэт, педагог, лауреат Ленинской премии, народный артист СССР. Тридцать лет был ведущим солистом балетной группы Большого театра. С 1995 по 2000 год – директор Большого театра. Вместе с супругой – балериной Екатериной Максимовой (скончалась в 2009 году) с 1988 года начал проводить Открытый конкурс артистов балета «Арабеск». С 1994 года он проходит под патронатом ЮНЕСКО.

Фоторепортаж