Важный секрет «Древлян»: заслуженный коллектив из Тюменцева отмечает свое 30-летие

17:48, 18 февраля 2022г, Культура 874


Важный секрет «Древлян»: заслуженный коллектив из Тюменцева отмечает свое 30-летие Фото №1

Фото Олег БОГДАНОВ

У этого заслуженного коллектива из Тюменцева нет продюсеров. Сами себя раскрутили тридцать лет назад, и с тех пор их имя на афишах края означает для почитателей народного фольклора, что надо идти, концерт будет хорошим.

«Что найдёте – ваше»

«Древлянам» – тридцать. Основательница его – Лидия Саворская. В середине 90-х худруком коллектива стал заслуженный работник культуры Виктор Эрнст. Человек, который полностью поменял его стиль, репертуар, лицо. Исходил не один десяток километров в поисках поющих талантов. Изъездил множество сел за песенным фольклором. Вокруг уже чехарда творилась. Закрывались предприятия, задерживались зарплаты, и многие земляки, глядя ему вслед, недоумевали: вот чудак человек, ну кому сейчас нужны эти песни… А он знал одно: время – ресурс невосполнимый.  

В 90-е еще были бодры и полны задора бабушки – хранительницы песенного народного достояния. И Виктор Александрович со своей соратницей и преемницей, нынешним худруком «Древлян» Еленой Баклыковой, колесили по селам района, записывали все, что пожилые женщины им напевали и натанцовывали. Спустя несколько лет эти местные энтузиасты выпустили сборник, в котором собран богатейший материал – истории переселенцев Тюменцевского района с переехавшими вместе с ними на Алтай песенными традициями центральных и южных губерний России. Оттого-то и репертуар коллектива смешанный, фолк русский, украинский, казачий.

– Да, мы много ездили начиная с середины 90-х, десять лет провели в экспедициях. Ездили в те села, где отыскивался этнографический материал, близкий по стилистике репертуару нашего коллектива. Собирали и записывали, пока живы были носительницы песенной культуры наших предков. И многих из них вспоминаем сейчас с благодарностью, Федосью Мартемьяновну Мезенцеву например, урожденную Тюменцеву… Когда мы с Виктором Александровичем были у нее в гостях, она нам сказала: «Полезайте в подпол, что найдете – ваше». Мы там много чего нашли, в том числе и вот это чудо, – Елена Баклыкова показывает миниатюрную прялочку с урало-сибирской росписью и годом, когда ее сделал неведомый нам мастер (1900).

«Главный свистун»

Многие песни, ставшие «визитками» «Древлян», – от нее, милой Федосьи Мартемьяновны. «Жил я у пана», «Угорела, не могу», «Я в саду, в саду была». А недавно, во время юбилейного концерта коллектива, артисты, исполнявшие «Вы поля», вдруг заметили, что им подпевает бабушка, сидящая в первом ряду. Знает репертуар «Древлян», собираемый ими когда-то по селам!

Выходит, не все носительницы ушли? Кто она, продолжательница какого певучего рода? Может быть, Пелагеи Тимофеевны Чуриловой, 1917 года рождения, из Мезенцева? Екатерины Тимофеевны Балышевой из Берёзовки? Или знакомой уже нам Федосьи Тюменцевой, правнучки братьев Тюменцевых, основавших село имени себя, нынешний райцентр…

Самодеятельность от профессионального исполнительства отличается прежде всего своей честностью. Ведь если поет артист из народа, то от души, не за ставку согласно штатному расписанию, а потому, что не может иначе. Именно поэтому «Древляне» – это люди разных возрастов и специальностей. Ольга Лушпаненко и Наталья Карлюк – медики местной ЦРБ. Если репетиции и выступления совпадают с дежурствами в больнице, они просто меняются с коллегами. Ольга Прокофьева – экономист. Сергей Журавлёв всю жизнь строил дороги, а таланты исполнителя и мастера художественного свиста открыл в себе только на пенсии. «Да, он у нас главный свистун», – смеются артисты.

Без подпевок и песни нет, а хороших «эхарей, ухарей и эгегейщиков» еще ведь найти надо. Очень ценится у «Древлян» такое амплуа.  

Самые юные исполнители – пятнадцатилетние Ксения Брекотнина и Спиридон Ужегов.

Спиридон, занимаясь в музыкальной школе и «Древлянах», осваивает несколько инструментов, от саксофона до балалайки. Он же солирует. Он же фланкирует шашкой в казачьем репертуаре. Он же боксом занимается. По этой ли причине или по какой другой, но даже самые отчаянные задиры не дразнят его из-за имени старорусского, ставшего на Руси редким. Ему самому оно нравится, да и в школе он не уникален, есть еще Серафим, Захар…

Вкупе с крепким патриотическим воспитанием из этих детей растет поколение «русское народное, породы благородной». Одна печаль у взрослых «Древлян» – оканчивает талантливый парень школу, уезжает учиться в город и покидает коллектив. Вернется – нет ли, поди угадай.

Поехали!

Что самое страшное для любого творческого коллектива? Разлука со зрителем, конечно. Можно, как делают сейчас многие,  записывать видео и выкладывать в аккаунты своих групп, но нет ничего более удручающего для артиста, чем пустой зрительный зал.

И сейчас, в разгул пандемии, «Древляне» начеку. Если ситуация такова, что на массовые мероприятия наложено категорическое табу, – сидят дома и даже репетируют по «сокращенному» варианту. Но как только зазор выдается между пиками ковида, они отправляются гастролировать.

– Как только сказали «можно», мы поехали. Это наша жизнь, пусть с QR-кодами, ограничениями и залами, заполненными лишь наполовину. Так, побывали на краевых фестивалях, объехали с гастролями окрестные села, подтвердили в Камне-на-Оби звание заслуженного коллектива, – говорит худрук Елена Баклыкова.

Почему «Древлян» так ждут на сцене сельской и не только? Ведь в каждом Доме культуре есть коллективы, которые и работают с душой, и смотрятся-слушаются прекрасно.

Пытаюсь разложить на молекулы это созданное артистами из Тюменцево пространство. Яркие костюмы? Несомненно. Костюмерная база коллектива обновилась в юбилейный год благодаря подаркам от администрации района (расписные платки) и губернаторскому гранту.

«Вот, черевички уже готовы», – хвастается певунья, кокетливо выставив из-под подола расшитой юбки носок ботиночка. Не царицыны, конечно, но что-то вроде того – красные, из мягкой кожи, на специальной «дроботушной» подошве.

И уже дошиваются в Барнауле комплекты костюмов. Работает над ними команда художника-модельера Геннадия Осташова, того самого, что создает великолепные коллекции для Государственного молодёжного ансамбля песни и танца «Алтай».

Что ж, 30 лет – тот срок, который уже позволяет говорить об эволюции сценического костюма.

– Самые первые наши комплекты были сотворены из ситца. Гастролировать с такими было очень сложно, они ведь мялись в дороге, как их ни наглаживай. И выглядели простенько, – вспоминают женщины. – Это потом уже появилась возможность шить костюмы из ткани с лавсаном, которая не мнется, не выцветает и служит коллективу много-много лет.

Инструменты для него делают самые известные мастера. Так, нынешний концертмейстер Виктор Эрнст нам показал гармошки уникальной работы Николая Вавилова. Пока жив был известный на Алтае гармонист, успел сделать их для «Древлян». И гусли с брендовой гравировкой тоже не ширпотреб, а авторский инструмент работы Александра Гнездилова. Теперь на них играет Елена Баклыкова, правда, какой это по счету освоенный ею музыкальный инструмент, она сама не скажет: помимо «родного» фортепиано, еще и балалайка, и жалейка, и флейта…

Главного секрета «Древлян» мы так и не раскрыли. Да и надо ли, если чувства у них со зрителями взаимны? 

Истории от «Древлян»

Всё возвращается

– Выступали на Егоровских чтениях. Вернулись домой – недосчитались одного женского костюма. Как сквозь землю провалился. Поискали-поискали да и забыли. Прошло время, и однажды сотрудница библиотеки, в помещении которой как раз выступал коллектив, в разговоре обронила: «У нас уже три года чей-то костюм висит, не знаем, кому отдать». Так нашлась пропажа.

О природе беспечности

– Ездили выступать в Калиновку. Загрузили реквизит, расселись в тесной «газельке». Концертмейстер Виктор Эрнст втиснулся в узкое пространство за бутафорской печкой. Когда выгружались, острый на язык Виктор Александрович съязвил: «Я ж почему раньше такой беспечный был? Потому что у меня печки не было».

Фоторепортаж