Школьники из Алтайского края стали участниками Всероссийского конкурса им. Д.И. Менделеева в Москве

12:29, 05 февраля 2024г, Образование 2151


Школьники из Алтайского края стали участниками Всероссийского конкурса им. Д.И. Менделеева в Москве Фото №1

3 февраля в Москве для 11 алтайских школьников начались основные испытания Всероссийского конкурса им. Д.И. Менделеева.

Они представят свои научно-исследовательские работы и ответят на непредсказуемые вопросы экспертов из числа московских ученых. А чтобы подготовить ребят к этому испытанию, за три дня до выезда в столицу на базе института географии АлтГУ прошла предварительная защита работ. И наб-
людателю со стороны могло показаться, что нашим школьникам в Москве ничего не светит.

С трудом, но с пониманием

«Что такое электропроводность? Как ее определяли – мультидатчиком? Это какой-то погружной элемент из цифровой лаборатории у вас в школе? А что такое кислотность? Лактоза? А цветометрия? И вообще, что такое молоко, – дайте нам, пожалуйста, конкретное определение с физической и химической точек зрения!» – доктор химических наук, доцент АлтГУ Сергей Темерев несколько минут засыпает вопросами одиннадцатиклассницу из Славгорода Алину Шарифулину, которая только что представила доклад о физико-химических показателях молока славгородских и барнаульских производителей. Потом проходится по презентации – все графики девушке нужно отредактировать. Под конец смягчается и советует, как лучше представить свой доклад: «Расскажи, куда ходила и что делала – 
«Вот я сама исследовала, смотрела в микроскоп…»

Затем подключаются филолог Мария Воронец из АлтГПУ, которая сомневается в правильности формулировки гипотезы, кандидат географических наук из АлтГУ Ларина Швецова – она просит выровнять слайды по ширине. На 11 участников – 12 ученых, кандидатов и докторов наук, а вопросы могут быть самыми неожиданными.

На самом деле то, что могло выглядеть как крайне неудачное выступление, – всего лишь тренировка в стрессовых условиях, приближенных к настоящему всероссийскому конкурсу, а под градом вопросов и замечаний оказывались абсолютно все школьники. Сама Алина после защиты своего доклада призналась нам:

– Переносится такое с трудом, но и с пониманием, что это лишь небольшой кусочек жизни и на самом деле все не настолько печально, а люди здесь не желают нам зла, лишь хотят натолкнуть на правильный путь.

Со своим научным руководителем, учителем физики Славгородской школы № 15 Натальей Бабаниной, они уже два года работают над «молочной» темой – 
сначала просто изучали физико-химические показатели молока, такие как электропроводность и плотность, при помощи школьного оборудования, а затем барнаульские ученые натолкнули на мысль сравнить молоко разных производителей.

Важен кругозор

Что еще исследовали алтайские школьники? Леонид Бабенко из Троицкой средней школы № 1 провел геоинформационный анализ для уточнения реестра исчезнувших населенных пунктов. Никита Татаринов, тоже из Троицкого района, рассказывал о заключенных Сиблага. Милана Рычка из села Родино – об истории исчезнувшего еще в 1972 году поселка, а Елена Лобода из Шипуновской школы им. А.В. Луначарского – о прозе Захара Прилепина. Еще учащиеся из Шипунова продолжают исследовать 22 фронтовых письма 1943 года, найденных десять лет назад на чердаке местного дома и переданных в школьный музей. Под руководством учительницы английского языка Татьяны Билан десятиклассница Елизавета Букшина написала работу о том, как в этих письмах проявились судьбы людей, оказавшихся в тылу и оккупации.

А Маргарита Пантелеева из барнаульского лицея № 112 уже второй год исследует тему адаптации первоклассников к школе. Сначала изучала влияющие на нее факторы, потом написала программу для своего лицея, которая должна помочь не только детям, но и их родителям и педагогам.

– Современная жизнь диктует такие правила, что успешный человек должен быть психологически устойчив к разным обстоятельствам, и все это закладывается в раннем детстве, – объясняет она актуальность своего исследования.

Маргарита, кстати, и сама думает стать педагогом, но все же это исследование интересовало ее как практическая помощь детям в процессе адаптации к школе.

– Такая предварительная защита проводится с 2015 года у нас на площадке института географии АлтГУ и показывает, как ребята готовы к всероссийскому конкурсу в Москве, могут отвечать на вопросы экспертов и демонстрируют широту своего кругозора, – объяснила нам Ларина Швецова, одна из руководителей нашей делегации на Менделеевском конкурсе. – Из года в год я вижу, что члены жюри в Москве определяют не только понимание школьниками собственной темы, но и умение ответить на вопросы либо из смежных областей знания, либо даже из других.

Фоторепортаж