Шкатулка с росписью. Где в Барнауле можно познакомиться с искусством народной живописи

12:46, 28 октября 2023г, Культура 796


Шкатулка с росписью. Где в Барнауле можно познакомиться с искусством народной живописи Фото №1
Шкатулка с росписью. Где в Барнауле можно познакомиться с искусством народной живописи Фото №2
Шкатулка с росписью. Где в Барнауле можно познакомиться с искусством народной живописи Фото №3
Шкатулка с росписью. Где в Барнауле можно познакомиться с искусством народной живописи Миниатюра №4
Шкатулка с росписью. Где в Барнауле можно познакомиться с искусством народной живописи Миниатюра №4
Шкатулка с росписью. Где в Барнауле можно познакомиться с искусством народной живописи Миниатюра №4

Фото Евгений НАЛИМОВ

С искусством народной живописи сейчас можно познакомиться в Художественном музее Алтайского края на выставке «Шкатулка с росписью».

На ней представлены полати, прялочки, фрагменты потолка из этнографической коллекции ГХМАК, украшенные урало-сибирской росписью. А еще шкатулочки современной мастерицы (и сотрудницы музея) Лилии Живовой.

Ценность этого ремесла для искусствоведов объясняется просто:

«Мы изучаем урало-сибирскую роспись уже давно и пришли к выводу, что именно она достойна быть брендом нашего края, – говорит заведующая сектором «Традиционная русская культура» ГХМАК Татьяна Боровцова. – Это искусство полно и ярко показывает художественные особенности, быт и традиции русского старожильческого населения края, в нем отразились представления крестьянина о прекрасном».

Лев и другие стражи

Исследователи говорят, что своего расцвета урало-сибирская роспись достигла с середины XIX до начала ХХ веков. В то время специально приглашенные мастера украшали дома зажиточных крестьян изображениями сказочных птиц и зверей, цветущих и плодоносящих растений – и точно выражали поэтически-сказочное миропонимание своих заказчиков.

Большинство этих предметов попали в музей благодаря этнографическим экспедициям, самая ранняя состоялась еще в 1968 году по инициативе первого искусствоведа в крае Ларисы Снитко и принесла несколько досок, расписанных золотисто-зелеными цветами по белому фону – видимо, фрагмент потолка из крестьянской горницы, представленный на выставке. Самое позднее приобретение ГХМАК, как рассказывает Татьяна Боровцова, – печной комплекс, привезенный в 2000 году из поселка Карагайка Красногорского района.

– Мы разведали его еще в жилом доме в 1992 году, когда наши фольклористы собирали там песни. А спустя 8 лет уже не было хозяина, дом стоял пустой и к тому же погорел. Эти предметы были в такой плохой сохранности, что до реставрации мы не могли даже поставить их на музейный учет,  но сейчас они просто великолепны.

История их обновления тоже не была простой. Как говорят музейщики, с горизонтальными досками – так называемыми опечками – проблем не было, а вот дверца специального запечного шкафчика, где хранились съестные припасы, сильно пострадала, так что реставраторам пришлось поломать голову, как же выглядел изображенный на них лев, символически охранявший и еду, и границу между мирами.

– Мы долго переписывались с реставраторами, искали аналоги в изданиях, в северных росписях, и вот он, лев: с открытой пастью и грозно поднятыми лапами, во всей красе, – улыбается Татьяна Боровцова. – Считается, что это изначально геральдический образ, пришедший из дворянской культуры, подсмотренный художником на каком-то здании или гербе. А в Заринском районе мы обнаружили изображение грозного казака с плеткой в руке, тоже такого стража дверей.

Во всей полноте

Народная роспись – тема бездонная для изучения. Все эти предметы, как обещают в музее, займут место в будущей постоянной экспозиции в строящемся здании на площади Октября.

«Мы планируем поместить их в отдельную огромную витрину, – говорит Боровцова. – После реставрации они смотрятся так празднично, по-музейному, практически как живописное полотно. Хотя урало-сибирская роспись – это ведь и есть народная живопись, подразумевающая не просто ремесло, но авторское начало».

Некоторые имена авторов росписей даже остались в истории. Например, о знаменитой Агашевне (на самом деле – Агафье Семеновне Атамановой) писал Рерих: художница из Усть-Коксинского района (сегодня это Республика Алтай) была дочерью его проводника в экспедиции. Местные жители запомнили ее как бессребреницу, которая могла расписывать дома просто ради искусства. А от кого-то осталась только кличка – как от красильщика Петушка из Заринского района. Их работы тоже можно увидеть в музее на фотографиях и зарисовках.

Исследователи и сами удивляются: какими бы странными ни были сочетания цветов, росписи всегда выглядят гармонично, даже какая-нибудь ярко-розовая прялка с золотым петухом! Именно это качество в свое время привлекло Лилию Живову – выпускницу Новоалтайского художественного училища, где она осваивала академическую живопись, а ныне народного мастера края. Если в самом начале 1990-х она изучала росписи по библиотечным книгам и чужим зарисовкам, то затем в экспедициях по краю сама бесконечно зарисовывала и копировала найденные предметы.

– Урало-сибирская роспись меня правда поразила – и сочетанием цветов, и техникой двойного мазка, когда кисточку обмакивают сразу в основной цвет и в тот, который идет по краю, он называется моделирующим.

Сегодня в музейной витрине представлены расписанные Лилией Васильевной деревянные шкатулки. Мастерица говорит, что в некоторых работах отталкивается от старинных образцов, а в другие вкладывает что-то личное – собственноручно выращенные розы или семейную историю. «Для нас особенно ценно, что Лилия Живова уже больше 30 лет изучает и воссоздает эту традицию, – говорит о коллеге Татьяна Боровцова. – А ее стиль максимально соответствует целям нашего отдела: восстанавливать и воспроизводить народное искусство во всей полноте».

Фоторепортаж