«В его работах – целые миры». В Барнауле работает выставка графики
07:05, 15 октября 2021г, Культура 1052
В Художественном музее открылась выставка живописца, монументалиста Николая Острицова, посвященная совершенно новой для многих грани его творчества: цветной и черно-белой графике.
«Потому и уговорили»
Экспозиция «Графика. Поиск тем и образов» открылась незадолго до 70-летия автора, которого постоянные зрители без труда узнают на коллективных выставках. Его большие исторические полотна, посвященные Древней Руси или скифскому времени, всегда очень заметны, и не только благодаря своему формату или пластическому решению, но и просто потому, что он едва ли не единственный на Алтае занимается исторической картиной.
На одной из прошлых выставок художник рассказывал корреспонденту «АП», что эта тема сродни машине времени: позволяет погружаться в жизнь наших далеких предков, чтобы понять, как они жили, чем дышали и во что верили. И вот теперь у барнаульских зрителей есть возможность увидеть, как художник прорабатывает в эскизах цвет и сложнейшие композиции. Наброски карандашом и пастелью к этим жанровым картинам размещены в главном зале.
Всего же в двух музейных помещениях сейчас представлено более 40 его работ, в том числе трогательные анималистические рисунки, произведения на детскую тему
и пейзажи в технике «бумага, масло» на стыке живописи и графики.
Кстати, сам Острицов продолжает настаивать, что графика для него лишь подготовительная работа:
– Появляется мысль – зарисовал. Что-то понравилось – взял
и увеличил. Смысл всей моей графики в том, чтобы подготовиться к интересной композиции.
– А если бы вы относились
к ней серьезно, работали бы как-то по-другому? – спрашиваем Николая Васильевича.
– Да, графика не просто рисунок, это прием, какая-то интересная неожиданность, нужно разбираться в самой технике. А тут просто пастелью что-то натер…
Но куратор экспозиции искусствовед Оксана Сидорова говорит нам: «Мы рассматриваем эти произведения как абсолютно самоценные, потому и уговорили автора на выставку».
Главное – образ
– «Скифы» и вся магистральная историческая тема – в верхнем зале. Но Николай Васильевич – художник многогранный, и на первом этаже у нас появляются женские образы и его философские работы, в последние годы их становится все больше, – рассказывает Оксана Сидорова. – Например, Дон Кихот как образ одиночества в толпе или работа «Рыжий клоун» про человека, чье призвание – смешить, и про тишину, которая остается в его душе, когда зрительный зал пустеет.
Искусствоведы замечают, что даже в небольшой по формату графике этот художник (выпускник престижнейшего Мухинского училища, ныне – Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени
А. Л. Штиглица) продолжает работать как монументалист, то есть большими цветными плоскостями.
Еще они обращают внимание на то, что, несмотря на всю авторскую начитанность и глубокое погружение в исторический контекст, главным для него остается художественный образ.
– Если зрители спросят, почему в сцене охоты на барсов их два, ведь они животные-одиночки, то это сделано для того, чтобы композиция стала более выразительной и динамичной, – приводит пример куратор. –
А в работе «Грустный ангел» художник использует цвет, присущий канонической православной иконе, и он действительно хорошо знаком с каноном, даже расписывал нижний придел в церкви
Святой Екатерины в Сростках. Но здесь образ ангела будто рождается из пламени: художник показывает нам свет через цвет, чтобы создать ощущение полета.
– Мы все, наверное, шли на выставку с каким-то сформировавшимся представлением
о творчестве этого художника, и я тоже, – призналась на открытии министр культуры края Елена Безрукова. – И за то короткое время, что я здесь провела, оно значительно изменилось и расширилось. Я думала: это автор, который монументально пишет и даже мыслит эпохально. Вот живет человек в определенное историческое время в городе Барнауле, а в его работах целые миры переворачиваются! Но помимо того что я видела раньше, здесь шире диапазон эмоциональных красок, появились лирика, юмор. И я задумалась, что персональная выставка всегда абсолютно уникальное явление, которое позволяет искусствоведам показать нам то, чего мы не видели никогда.
Заведующая кафедрой дизайна АГИК Лариса Шокорова в своем поздравлении обратила внимание студентов Николая Васильевича на то, как должны проходить творческие поиски в эскизах, и извинилась за то, что преподавательская работа оставляет ему мало времени для творчества. А директор ГХМАК Инна Галкина обозначила музейные принципы: «Мы любим открывать либо совершенно нового художника, либо его новые работы. И здесь совершенно новая сторона Николая Васильевича, которую мы впервые увидели недавно. И все обратили внимание, что графика-то у него прекрасная».
Выставка будет работать до 20 ноября.