В Советском районе работает необычный школьный музей

08:14, 18 марта 2024г, Образование 1653


Фото Т. Лутовинова
Фото Т. Лутовинова
Фото Т. Лутовинова
Фото Т. Лутовинова
Фото Т. Лутовинова
Фото Т. Лутовинова
Фото Т. Лутовинова миниатюра
Фото Т. Лутовинова миниатюра
Фото Т. Лутовинова миниатюра

В райцентре Советское есть очень нестандартный школьный музей. Коллективу юных литературоведов, ставших активными исследователями и гидами, помогают пополнять его экспозицию нерав­нодушные люди из разных уголков нашей страны.

С чего всё началось?

Руководит музеем учитель русского языка и литературы Татьяна Лутовинова.

– В январе 2019 года в образовательную программу всех школ России был введен новый предмет «Родная литература». Это было настоящее счастье для учителей литературы: диапазон изучаемых авторов значительно расширился, вариативность заданий увеличилась, – вспоминает педагог. – Подготовка учащихся к уроку смогла стать многоуровневой в зависимости от способностей учащихся. Однако самое главное, что появилось понимание необходимости изучения литературы и родного края.

На уроках иначе зазвучали фамилии Шукшина, Мерзликина, Юдалевича, Сидорова, Бианки. Ребята, конечно, и раньше знакомились с творчеством своих писателей-земляков, но это происходило как-то скоротечно.

– Одним из полюбившихся заданий стало выполнение проектов. Поисковая работа увлекла настолько, что вскоре количество собранного материала потребовало его демонстрации, – продолжает рассказ Татьяна Ивановна. – На одном из заседаний нашего литературного объединения «Нити творчества», в котором ребята занимались с пятого класса, было принято решение о создании литературного музея.

Вспоминает Ульяна Караченцева, теперь уже выпускница школы:

– Мы понимали, что работы будет много, но чем больше погружались в разные темы, тем интереснее становилось. Сначала были просто привычные столы с разной собранной информацией. Но затем сформировали демонстрационный материал. Решение было простым: наклеили потолочную плитку на стену и иголочками крепили фотографии, газетные вырезки, ксерокопии документов.

Елена Тимофеева из выпуска 2022 года дополнила:

– Никогда не думала, что меня так увлечет поиск информации в подшивках старых газет, в библиотечных фондах, в сети Интернет. На одном из занятий говорили о творчестве нашего земляка Эдуарда Прутковского. Это имя стало открытием для многих. Первой книгой, появившейся в нашем музее, стал сборник повестей Эдуарда Эдуардовича. Так прозаик, живший с нами в одном селе, стал ключевой фигурой нашей тогда еще единственной экспозиции.

Увидев активную работу одного класса, загорелись другие. На сегодняшний день в музее уже около ста книг. Все они подарены жителями района или самими авторами. Многие с дарственными надписями.

Подставив плечо юным

Родители школьников шестого класса, видя разросшиеся музейные архивы, подарили мебель: стеллажи для книг, выставочные витрины.

Теперь все экспонаты заняли достойные места. Особой ценностью считают здесь рукопись романа Прутковского «Плач аиста», подаренную сыном писателя во время недавнего большого фес­тиваля.

– Во время подготовки и проведения фестиваля памяти Эдуарда Прутковского наши ребята познакомились с барнаульскими писателями и поэтами, которые приехали в Советское, – отмечает Татьяна Лутовинова.

Гости высоко оценили работу юных энтузиастов. От краевого отделения Союза писателей в подарок музею передали несколько экземпляров книг, журналов и вещей, связанных с историей литературы о родном крае. Юлия Нифонтова также подарила несколько своих книг с дарственными подписями. Был проведен телемост, где барнаульская поэтесса и сельские шестиклассники быстро нашли общий язык.

Анна Селина делится впечатлениями:

– Это было круто! О том, что можно общаться с помощью телемоста, я знала, но никогда не думала, что стану участницей!

Ей вторит Лиза Дурова:

– Мне очень понравилось. Юлия Анатольевна – замечательная, она общалась с нами просто, ответила на все вопросы.

От Маугли – к целинным воспоминаниям

Однажды ребята посмотрели фильм «Маугли» и, делясь впечатлениями, вспомнили волчицу Ракшу. Разговор, конечно, перешел и на Ирину Ракшу, о которой многие знали, что она жила и работала в Советском районе в целинные годы.

– Десятиклассники заинтересовались: почему об Ирине Евгеньевне нет материала в нашем музее? Просто, наверное, сложно было раньше установить контакт, ведь она живет в Москве, – считает Татьяна Лутовинова. – Но прежние трудности их не напугали, Интернет сейчас для ребят как родной дом. Уже на следующий день дети пришли с номером телефона московского отделения Союза писателей Москвы. Звонили они все вместе, передали нашу электронную почту.

И через два дня было получено письмо от Ирины Ракши: «Как же я рада вашей весточке. И сама все собиралась и не знала, как и с кем лучше связаться в селе Советском, кому послать мои литературные материалы в любимую мою Грязнуху, как раньше назывался райцентр. Ведь я окончила там десятый класс и получила аттестат зрелости. Считаю Алтай своей малой родиной. В Барнауле был в свое время снят фильм о совхозе «Урожайный» и о моем отце. И я там не раз даю интервью о нас, первоцелинниках.

Недавно мне стукнуло 85 лет, так сказать, юбилей. Но я постоянно в работе. Пишу и издаю новые книги, с которыми вы можете познакомиться и на сайте «Проза.ру». Там много есть и про зерносовхоз «Урожайный», который с нуля строил мой папа Евгений Игоревич, танкист-орденоносец, агроном, выпускник Тимирязевской академии. Он был первым директором совхоза, а я работала там и разнорабочей, учетчицей лесосклада, и почтальоном. Летом верхом возила мешки с почтой из Грязнухи в совхоз. Первую четверть 10 класса училась в Кокшах, а потом – в Грязнухе.

В Москву вернулась в 1958 году, поступила в Тимирязевскую академию. Затем училась во ВГИКе на сценарном факультете. Издала первые книги прозы. Сняла фильмы».

– Сказать, что мы были рады – это ничего не сказать. Завязалась переписка. Письма Ирины Евгеньевны читали все вместе и отвечали тоже. Она такой интересный человек. Каждое письмо – кладезь мудрости, – уверена Сабрина Роот, ученица 10 класса. – Вскоре мы получили посылку из столицы с книгами, журналами, фотографиями. Наша музейная комната становится больше день ото дня.

Полина Бочарова высказала мнение многих своих единомышленников:

– Конечно, краеведческий музей создать проще. Принесли прялку, старый утюг – готово. С литературным музеем все сложнее. Но тем интереснее в нем. Изначально стала принимать участие в его работе, потому что все делали вместе. Но сейчас понимаю: мне это нравится, мне это дает дополнительные знания.

Ученица 9 класса Олеся Каралькина в музейной команде недавно, но уходить не собирается:

– Со стороны, когда я смотрела, казалось, что ерундой занимаются, а сейчас вместе с ребятами работаю в музейной группе и получаю колоссальное удовольствие от общения, от информативных находок, просто от возможности узнавать новое о людях, о своих земляках, о своей малой родине.

Хотя предмет с названием «Родная литература» снова убрали из школьной программы, остановиться юные литературоведы уже не могут. Уже ушли одни выпускники, скоро на широкую дорогу жизни вступят и другие. Но музейная комната принимает в свою команду новых подрастающих мальчишек и девчонок, которые ставят перед собой собственные исследовательские задачи. Подготовлены проекты «Литературные места Алтайского края», продолжается переписка с Ириной Ракшей, планируется работа по Николаю Сухареву. В сети Интернет публикуются виртуальные экскурсии, посвященные литераторам. Первые такие рассказы в музее сделали о Виталии Бианки, Василии Пухначёве, Эдуарде Прутковском.

Ученица 10 класса Елена Фабер признается:

– Виртуальные экскурсии – это такая работа, где ты пробуешь себя одновременно в качестве ведущей, сценариста, режиссера, возможно, актера. Вдруг у кого-то есть книги писателей и поэтов Алтайского края, газетные вырезки, письма, фотографии, пластинки, бюсты, портреты, уже не нужные владельцам, но необходимые нам. Наш музей молод, мы готовы принять в дар любую реликвию.

– Очень рад, что нашел себя в работе среди ребят объединения «Нити творчества». Одной из пос­ледних была встреча с нашим земляком-кинематографистом Владимиром Кузнецовым. Слушать его можно бесконечно, – говорит десятиклассник Влад Латышев. – Экскурсии, смена экспонатов на выставочном стенде, подбор материала – это дает столько знаний о нашей малой родине – об Алтае. У нас и музей так называется «Алтай – наша родина».

Ученица 6 класса Кира Паршина:

– Чем больше узнаю о творчестве наших земляков, которые с такой любовью пишут о нашем крае, тем сильнее люблю свою малую родину, свой Алтай.

Разве не это главное?

Фоторепортаж