В Совете Федерации проходят Дни Алтайского края

07:00, 17 ноября 2015г, Политика 1368


1
1

17-18 ноября в Совете Федерации проходят Дни Алтайского края. Ожидаемое постановление верхней палаты Федерального собрания «О поддержке социально-экономического развития Алтайского края» должно включить в себя ключевые аспекты жизни региона.

Что сделано?

Впервые Дни Алтайского края в Совете Федерации прошли в 2007 году. Тогда был подписан аналогичный документ. Подавляющее большинство его пунктов удалось реализовать. Спустя время можно сказать, что предложения нашего региона получили существенную поддержку федерального центра, в первую очередь финансовую. Многие проекты, которые в 2007 году существовали только на бумаге, сейчас успешно воплотились в жизнь.

Член Комитета Совета Федерации по экономической политике представитель от исполнительного органа государственной власти Алтайского края Михаил Щетинин уверен, что если бы в 2007 году Дни нашего региона в Совете Федерации не проводились, далеко не факт, что многие вопросы социально-экономического развития края были бы решены.

– Тогда у Алтайского края была немного другая подача, – говорит он. – К примеру, выставочная экспозиция проще, сейчас же она гораздо масштабнее. Сегодня нам есть что показать, чем гордиться. В 2007 году мы стояли в начале пути: сдвинулись с мертвой точки, но далеко не ушли. А сейчас, оглядываясь назад, уже можно говорить о результатах.

И вот какие эти результаты. Так, в рамках исполнения постановления Совета Федерации было предложено оказать государственную поддержку Алтайскому краю в развитии транспортной системы. Осенью 2013 года завершено строительство обхода города Бийска. На это из федерального бюджета выделено порядка 1 млрд рублей. Обход строился для того, чтобы снять неблагоприятную дорожную обстановку в наукограде, ведь за последние годы произошло значительное увеличение интенсивности движения, свою роль сыграло и развитие туристических комплексов в этом направлении.

В 2007 году мало кто знал о возможностях биофармацевтического кластера. Между тем именно тогда было принято решение о содействии в развитии биофармацевтического производства в Алтайском крае. Годом позже создан биофармацевтический кластер. В настоящее время он является успешным примером объединения опыта научных организаций и вузов с возможностями лидеров рынка биологически активных добавок, лекарственных средств, мобильностью малых инновационных компаний. Деятельность партнерства связана со стратегическими интересами государства в области фармацевтики и оздоровительного питания.

За восемь лет существования Алтайского биофармацевтического кластера объем отгруженных товаров увеличился с 6,6 млрд рублей до 16,2 млрд рублей! Доля инновационной продукции, производимая его предприятиями, увеличилась с 38 до 50%. Наш биофармацевтический кластер в рамках развития своей работы получает федеральную финансовую поддержку. Существенно возросла оснащенность участников высокотехнологичным лабораторным оборудованием, появились производства противораковых препаратов, фармацевтические, промышленные и сельскохозяйственные биотехнологии.

Сегодня в биофармацевтический кластер входят 32 компании. Номенклатура продукции предприятий превышает 1000 наименований. Поставляется она в 53 региона России и 18 зарубежных стран, включая Евросоюз, США, Азию.

В постановлении 2007 года была рекомендация «Газпрому» рассмотреть возможность строительства магистрального газопровода в направлении западных и юго-западных районов края. Теперь это уже решенный вопрос: в соответствии с генеральной схемой газоснабжения региона в ближайшие годы предусматривается газификация юго-западных и западных районов. На первом этапе планируется строительство газопровода-отвода в селе Ребриха.

– Процесс начат, – отмечает губернатор Александр Карлин. – «Газпром» приобрел пакет проектно-сметной документации, и по той информации, которую имею, сейчас идет закупка материалов, необходимых для возведения газопровода на Ребриху.

К Ребрихинскому газопроводу-отводу в дальнейшем планируется подключить газопроводы в направлении западных и юго-западных территорий региона общей протяженностью более 2,5 тыс. км. Предполагается строительство 34 газораспределительных станций на территории 39 муниципалитетов.

Многие жители региона могли сами наблюдать за тем, как реализуется еще один пункт постановления – финансирование за счет средств федерального бюджета строительства берегоукрепительных сооружений. Проведено берегоукрепление в Тальменском, Бийском районах, на Катуни и Бии и в целом ряде других территорий. В 2014 году начато строительство объекта «Инженерная защита от наводнений микрорайона Зеленый Клин» в Бийске. Общая стоимость объекта составляет 434,330 млн рублей.

Одно из предложений региона 2007 года спустя время напрямую отразилось на социально-экономическом положении Немецкого национального района. Тогда было решено предусмотреть при разработке федеральной программы «Развитие социально-экономического и этнокультурного потенциала российских немцев» мероприятия, направленные на улучшение условий проживания российских немцев на территории Алтайского края. В рамках программы в Немецком национальном районе реализованы два проекта: строительство пристройки учебного блока с реконструкцией существующей школы на 200 учащихся в селе Полевом и строительство 25 двухквартирных жилых домов в селе Гальбштадт. На их реализацию направлено 181,8 млн рублей, в том числе из федерального бюджета – 127,6 млн рублей.

Принципиальный для зернопереработчиков вопрос об установлении понижающего коэффициента 0,5 к действующим тарифам на перевозку продуктов перемола зерна на расстояния, превышающие 1500 километров, тоже результат работы краевых властей с Советом Федерации. Эта проблема решена частично. В сентябре 2013 года приняты изменения ФСТ в Прейскурант № 10-01 в тарификации перевозок зерна и продукции мукомольно-крупяной промышленности железнодорожным транспортом. Установлена льгота на перевозку зерна и продукции мукомольно-крупяной промышленности с 2000 километров. Применение нового тарифа снижает издержки на доставку зерна и продукции мукомольно-крупяной промышленности на рынки Дальневосточного федерального округа для предприятий всех регионов страны. При этом транспортные издержки сибирских производителей и предприятий Уральского, Приволжского, Центрального федеральных округов с учетом понижающего коэффициента на дальние расстояния уравниваются.

На Совете Федерации в этот раз планируется вновь рассмотреть вопрос о введении поправочного коэффициента 0,3 к тарифам на перевозки железнодорожным транспортом всей номенклатуры пищевых продуктов на расстояние с первого километра для регионов Сибирского федерального округа.

Площадка для работы

Чего же ждать от нынешних Дней Алтайского края в Совете Федерации? Михаил Щетинин отмечает, что верхняя палата Федерального собрания сейчас крайне заинтересована в поддержке регионов.

– Состав Совета Федерации обновился полностью, – говорит он. – Стало больше профессионалов, много управленцев, ученых, финансистов, экономистов. То есть тех людей, которые проблемы регионов знают не понаслышке. В Совете Федерации защищаются интересы регионов. И по большому счету проблемы у большинства из них идентичны. Но есть понимание, как они должны решаться.

Сегодня, 17 ноября, в комитетах рассматриваются предложения нашего региона. Вся процедура выглядит так: после обсуждения вопросов комитеты принимают решения, которые сводятся в проект постановления Совета Федерации. Он согласовывается с профильными министерствами, ведомствами. Появляется постановление Совета Федерации с рекомендациями Правительству РФ. Указанные там пункты носят рекомендательный характер, но они находятся на контроле у верхней палаты.

– Основная работа будет проделана именно на площадках комитетов и комиссий, – говорит Александр Карлин. – Проект постановления разобран тематически по сферам ответственности. Его рассмотрят в комитетах по  аграрно-продовольственной политике и природопользованию, по экономической политике, по бюджету и финансовым рынкам, по социальной политике и ряде других. Мне хочется надеяться, что постановление будет принято конкретное и развернутое, отражающее наши актуальные вопросы.

Значительная доля предложений нашего региона касается отрасли сельского хозяйства, что вполне логично, так как Алтайский край является крупнейшим аграрным регионом страны. К примеру, говорится о необходимости рассмотреть возможность смягчения требований, предъявляемых кредитными организациями при предоставлении инвестиционных кредитов сельхозтоваропроизводителям, особенно для завершения начатых в предыдущие годы инвестиционных проектов. Ведь недофинансирование крупных инвестиционных проектов серьезно сдерживает темпы импортозамещения на внутреннем рынке. Ярким примером тенденции служит отрасль свиноводства. При условии привлечения дополнительных заемных средств объем производства свинины в крае может быть увеличен на 26,0 тыс. тонн в год, в том числе при выходе на проектную мощность ООО «Алтаймясопром» – на 23,0 тыс. тонн. Банки же при принятии решения о предоставлении хозяйственным субъектам кредитных ресурсов занимают излишне формальную позицию, в результате чего значительные финансовые средства, вложенные в создание инфраструктуры производства, не дают запланированной отдачи.

Власти края также отмечают важность совершенствования механизмов финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий в реструктуризации банковского долга. Объем обязательств по привлеченным сельскохозяйственными организациями региона инвестиционным и краткосрочным кредитам, займам в настоящее время превышает 25 млрд рублей. Затраты сельскохозяйственных предприятий на обслуживание привлеченных кредитов и займов существенно возросли. Реструктуризация банковских долгов значительно повлияет на улучшение платежеспособности аграриев и позволит расширить возможности инвестиционной деятельности в отрасли.

В этом году из-за наличия на рынке большого количества молокосодержащей продукции, изготовленной с использованием растительных жиров, у алтайских производителей возникла проблема сбыта продукции, которая привела к снижению цен на рынке сырого молока и формированию задолженности молокоперерабатывающих предприятий перед сельхозтоваропроизводителями. Поэтому предлагается рассмотреть возможность ужесточения государственного контроля за исполнением «Технического регламента на молоко и молочную продукцию» и ограничения доступа на рынок продукции с содержанием растительных жиров.

В регионе хотят создать федеральный научный центр «Алтайский научно-исследовательский институт сельского хозяйства». Сейчас научное обеспечение развития агропромышленного комплекса региона осуществляют Алтайский НИИ сельского хозяйства, Алтайский НИИ животноводства и ветеринарии, Всероссийский НИИ пантового оленеводства, НИИ садоводства Сибири имени М.А. Лисавенко, Сибирский НИИ сыроделия, Западно-Сибирская овощная опытная станция Всероссийского НИИ овощеводства. Объединение этих учреждений, а также Горно-Алтайского научно-исследовательского института сельского хозяйства в единую научную структуру путем создания федерального научного центра позволит сконцентрировать ресурсы учреждений для решения стратегических задач государства в агропромышленном секторе экономики, придать импульс развитию аграрной науки.

На Днях Алтайского края в Совете Федерации будет затронут вопрос о программах «Земский доктор» и «Сельский фельдшер». В частности, предлагается внести изменения в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», предусматривающие софинансирование из средств федерального бюджета региональной программы «Сельский фельдшер» и возможность увеличения доли софинансирования из средств федерального бюджета программы «Земский доктор» до 60%, а также расширения радиуса действия программы «Земский доктор» на малые города.

Безусловно, нельзя не отметить важность для края федеральной программы «Развитие внутреннего и въездного туризма». Как известно, за счет ее средств в регионе реализуются крупные проекты: «Белокуриха-2», «Золотые ворота» и «Барнаул – горнозаводской город». Уникальность программы в том, что на 1 рубль государственных средств привлекается 3 рубля частных инвестиций. В Ростуризм уже представлен широкий перечень интересных проектов Алтайского края, для реализации которых необходимо создание транспортной и инженерной инфраструктуры. Поэтому предлагается рассмотреть возможность увеличения лимитов федеральной целевой программы.

Целый ряд предложений, внесенных в верхнюю палату, касается развития транспортной инфраструктуры региона. К примеру, сегодня среднесуточная интенсивность движения на подъездах к Барнаулу достигает 20 тысяч автомобилей в сутки, и этот показатель постоянно растет. Весь транзитный транспорт проходит по улицам города, что ведет к затруднению движения, постепенному разрушению дорожного покрытия, ухудшению экологической обстановки в краевом центре. Решить проблему может строительство обхода города Барнаула – объездной дороги, которая позволит соединить две федеральные автомобильные трассы. Ориентировочная стоимость реализации проекта – около 17 млрд рублей.

Это только часть предложений Алтайского края. Но можно с уверенностью сказать, что при благополучном исходе, то есть поддержке федерального центра, итоговое постановление Совета Федерации значительным образом повлияет на социально-экономическое развития региона, улучшение качества жизни, в том числе и на селе.

– Дни Алтайского края в Совете Федерации не пиар-акция или способ отдохнуть в Москве, а площадка, на которой проходит большая, сложная и ответственная работа. Мы научились ее достойно выполнять, – резюмирует губернатор Александр Карлин.

Фоторепортаж