В Рубцовске помогают семьям с особенными детьми

09:17, 30 июня 2022г, Общество 1277


В Рубцовске помогают семьям с особенными детьми Фото №1

В Рубцовске реализовали музыкальный проект для семей с особенными детьми.

Ритмичная музыка и незатейливые песенки. Это не репетиция утренника, а серьезные и в то же время увлекательные занятия для ребятишек 
с ментальными нарушениями.

Лучик света

Юлия Лобанова – кандидат наук, преподаватель Рубцовского института (филиала) АлтГУ. А еще она мама «солнечного» ребенка и специалист некоммерческой организации «Лучик», которая была создана два года назад, чтобы помогать детям с особенностями развития и их родителям.

Юлия не понаслышке знает, как сложно таким семьям, несмотря на то что общество перестало закрывать глаза на их существование. Многие организации оказывают поддержку. Но когда доходит до дела... Отдать в музыкальную школу особенного ребенка, тем более со сложным диагнозом, – проблема. Или в танцевальный кружок, спортивную секцию. Такие возможности вроде и заявлены, но когда родители начинают обращаться, то оказывается, что некуда. И получается, что у семей нет крыльев для роста. Они начинают угасать, не развивают детей по тому максимуму, который мог бы быть.

«Лучик» эти крылья дает. Проект, получивший президентский грант, так и называется: «Крылья».

Шаг за шагом

Путь к нему начинался с небольших проектов и сумм. Первым поддержал начинающих общественников городской благотворительный фонд «Развитие». Это был проект «Солнечные логоритмы», направленный на развитие речи через музыку. Приобрели первый синтезатор и небольшое оборудование, провели занятия для нескольких семей.

Затем выиграли грант «ОМК-партнёрство», дополнили оборудование, чтобы развивать у детей двигательные функции.

Были и неудачи, но энтузиасты не опускали рук, а писали проекты снова и снова. Через год после создания организации подали заявку на президентский грант и победили!

Рубцовчанам выделили около 1,5 млн рублей. Из них часть ушла на аренду помещения, заработную плату специалистов и экспертов. Закупили новое оборудование, которое можно будет использовать в дальнейшем. И это очень здорово: если материальная база уже есть, проще получить следующий грант.

С помощью музыки

«Крылья» – это музыкальный интенсив с элементами нейрокоррекции.

– Нейрокоррекция – модное направление, но не все знают, как его реализовывать, особенно на местном уровне, – рассказывает Юлия Сергеевна. – Поэтому мы запланировали встречи с московскими экспертами. Музыкальный терапевт, член Союза композиторов Надежда Скворцова создала в столице инклюзивный центр по работе с особенными детьми. Она поделилась своим огромным опытом. С ней приезжала нейропсихолог Елена Воробьёва. Они бесплатно занимались с детьми и проводили мастер-классы для родителей. Ведь именно родители – главный двигатель развития ребенка. Команда проекта

В команде проекта четыре человека. Три педагога: Юлия Лобанова, Ульяна Черноусова и Анна Нестеренко. Руководитель проекта Евгений Попов занимается организационными вопросами.

Ульяна Черноусова – психолог, работает в Рубцовском институте (филиале) АлтГУ, пишет кандидатскую диссертацию. Сфера ее научных интересов – семьи 
с особенными детьми. В этом проекте она не только ведет музыкальные занятия, но и сама растет как профессионал.

Анна Нестеренко – юрист. Но когда в семье появился особенный ребенок, получила еще и психологическое образование. 

Время с пользой

В проекте участвуют 17 семей с детьми с ментальными нарушениями в возрасте до 12 лет. Сейчас он подходит к завершению и можно подводить итоги.

Юлия Попова, мама восьмилетней Александры, отмечает, что дочь едет сюда в хорошем настроении. Групповые занятия учат девочку ладить с другими детьми. Профессиональные педагоги ненавязчиво корректируют поведение.

– Проект не только развивает ребятишек, но и объединяет родителей. Мы подсказываем друг другу, как поступить в том или ином случае. Расширяется наш круг общения. Нельзя быть с ребенком постоянно в четырех стенах. Пока дети 30 минут на занятиях, мы можем немного расслабиться. Мама отдохнувшая, ребенок радостный – уже польза! – говорит она.

Юлия Костенко, мама 10-летнего Артёма, тоже уверена, что музыкальные занятия приносят пользу:

– Возможно, результат будет отдаленным. Но если просто посадить ребенка и попросить повторять звуки, как на обычных логопедических занятиях, ему неинтересно. А в песнях ребенок повторяет легко и с восторгом. Прогресс есть и в дальнейшем будет.

У каждого свой прогресс

По наблюдениям Юлии Лобановой, за время проекта дети заметно повысили коммуникативные навыки. Многие не посещают ни детский сад, ни школу. Им изначально было трудно понимать, как находиться в группе. Сейчас каждый ребенок нашел свое место и научился взаимодействовать.

– Нет такой волшебной таблетки, чтобы безречевой ребенок за короткий период заговорил, – утверждает она. – Но я сужу по своей дочери. Вика стала петь. Сначала просто слушала, затем подпевала в какой-то части, сейчас она качается на качелях и исполняет те песенки, которые мы разучиваем здесь. Хотя это непросто для особенного ребенка.

Есть дети, которые вообще не говорили, а сейчас произносят слоги. А те, кто освоил слоги, уже проговаривают отдельные слова. У каждого свой прогресс.

Появился он и у родителей. У некоторых был негативный опыт, когда их куда-то не приняли или взяли, а затем попросили уйти. А здесь в итоге сложилось родительское сообщество, будто они много лет знакомы.

Выросли и сами педагоги. А что дальше? Думается, что «Лучик» не опустит «Крылья» и продолжение обязательно будет.

Новости партнеров
Фоторепортаж