В Художественном музее Алтайского края открылась юбилейная выставка

13:44, 02 декабря 2023г, Культура 1547


В Художественном музее Алтайского края открылась юбилейная выставка Фото №1
В Художественном музее Алтайского края открылась юбилейная выставка Фото №2
В Художественном музее Алтайского края открылась юбилейная выставка Фото №3
В Художественном музее Алтайского края открылась юбилейная выставка Миниатюра №4
В Художественном музее Алтайского края открылась юбилейная выставка Миниатюра №4
В Художественном музее Алтайского края открылась юбилейная выставка Миниатюра №4

Фото Олег БОГДАНОВ

Художественный музей Алтайского края открыл выставку новых поступлений «Искусство нашего времени. Музейный выбор», которую посвятил своему 65-летию.

Из более тысячи произведений, которые музей приобрел или принял в дар за последние пять лет, сотрудники отобрали 64. Показать больше в условиях маленького временного здания просто невозможно, и сейчас лучшее отечественное искусство второй половины ХХ – начала XXI веков встречает посетителей практически у порога.

Лидеры своих направлений

Сотрудники говорят, что их фонды насчитывают почти 19 тысяч произведений искусства. И больше тысячи из них поступили только с 2019 года – как это возможно? Директор Инна Галкина признает, что количество ценных приобретений в последнее время как будто нарастает: «Благодаря краевому правительству и Министерству культуры есть средства на их покупку, и так далеко не во всех регионах. Но значительная часть новых поступлений была подарена – просто шквал подарков от академиков, заслуженных и народных художников. И зачастую это сопровождается вопросом: «А когда мы увидим это в новой постоянной экспозиции?» Получается, новое здание, которое мы ждем, помогает нам получать подарки».

Сегодня на выставке представлены живопись, графика, скульптура, декоративное искусство известных авторов из Москвы, Санкт-Петербурга и городов Сибири.

– Это художники разных школ и направлений – мы здесь видим и реалистическую живопись, и абстракцию, импрессионизм, фовизм, – перечисляет куратор выставки, заместитель директора музея по научной работе Наталья Царёва.

На некоторых работах она остановилась отдельно, например, на «Портрете Любы у окна» выдающегося советского монументалиста Олега Филатчева: «Если мы откроем любую монографию, посвященную искусству 1970-х, то буквально на первых страницах непременно будет репродукция именно этой работы, и мы очень горды, что она принадлежит теперь не Третьяковке или Русскому музею, а нам». Как оказалось, эту вещь в Барнаул «сосватал» большой друг музея, искусствовед, действительный член Академии художеств Михаил Шишин, который познакомился с сыном и наследником художника и уговорил его продать несколько произведений именно ГХМАК.

– Знаете, всегда хочется, чтобы история отечественного искусства была представлена первыми именами, настоящими лидерами того или иного художественного направления, – признается нам Царёва. – Уж если шестидесятники, то Никонов, а если семидесятники со своей особой эстетикой и совсем другим взглядом на жизнь и искусство, то Филатчев! Мы очень настаивали на приобретении этой работы, хотя это были большие деньги для Алтайского края. Но она попадет в будущую постоянную экспозицию.

Дело за стройкой

Еще одна обязательная для наших искусствоведов тема – Алтай в художественных произведениях. В свое время на выставке во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве сотрудники ГХМАК увидели запоминающуюся декоративную композицию из шести сосудов цветного стекла под названием «Алтай» московской художницы Ольги Кобылинской – и в течение нескольких лет постепенно покупали у автора по одному предмету. «Ольга Михайловна не имела прямого отношения к нашему краю, но в советское время побывала здесь в творческой командировке и переработала свои впечатления в эту обалденную композицию», – говорит Царёва.

С другой стороны, фонды пополнились и работами выдающихся уроженцев нашего края – действительных членов Российской академии художеств: живописца Виктора Калинина, мастера художественного стекла и эмальера Владимира Муратова и керамиста Владимира Гориславцева. Последний живет в Санкт-Петербурге и посвящает ему многие свои работы, но первые шаги сделал в Барнауле в изостудии Алексея Иевлева.

Наконец, одно из самых внушительных поступлений состоялось из фондов Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО: более 540 произведений графики. Отвечавшая за ее комплектование главный научный сотрудник ГМХАК Оксана Сидорова рассказала нам, как формировала списки художников и темы, которые музею особенно интересны:

– Скажем, художница Ирина Большакова в нашей коллекции была представлена парой работ, ее хотелось «доукомплектовать». А карикатуриста Леонида Сойфертиса у нас не было вообще, и я вписала его безо всякой надежды, а нам вдруг сообщили, что передают семь листов уникальной графики! Таким же образом мы получили акварели Германа Травникова, произведения Олега Яхнина, а еще Виктора Вильнера – одной из самых ярких звезд Экспериментальной литографской мастерской в Ленинграде.

Все эти богатства невозможно показать на нынешних выставочных площадях музея, – из всей графики в экспозицию вошло только 11 работ. Их даже хранить уже непросто.

– Вот поступили 540 графических листов – мы, конечно, заказали специальные музейные шкафы-драйверы для горизонтального хранения, и все хорошо лежит в папках по ящичкам, – объясняет Наталья Царёва. – Но если нужно показать работу на выставке, я должна ее оформить в паспарту, раму и антибликовое стекло, а значит, ее объемы и размеры нарастают со всех сторон! Размонтировать ее после выставки? Нет, надо поставить в рамочке в ячейку стеллажа, которому тоже где-то найти место… Поэтому мы сейчас оформляем только то, что точно войдет в будущую постоянную экспозицию – а мы уже знаем, какая работа на какой стене будет размещена! И надеемся, что в 2025 году все-таки переедем в новое здание, даже рассчитали уже, сколько ящиков и рейсов машин понадобится, чтобы отвезти работы. Теперь дело за стройкой.

Фоторепортаж