В Художественном музее Алтайского края открылась выставка «Край древнего благочестия»

08:20, 02 октября 2022г, Культура 699


В Художественном музее Алтайского края открылась выставка «Край древнего благочестия» Фото №1

Впервые в одной экспозиции соседствуют старинные предметы старообрядческого искусства и графические портреты современных староверов, созданные художником и архитектором Сергеем Боженко в поездках по Сибири.

– Этот проект пока первый и единственный в нашем музее, посвященный такому центру старообрядческого искусства, как подмосковные Гуслицы, – объясняет куратор выставки кандидат культурологии Антон Клубков. – У старообрядцев было несколько таких центров, в которых создавались произведения иконописи и меднолитые иконы, переписывались книги. Но именно Гуслицы связаны с алтайской землей, поскольку были ориентированы на Белокриницкое согласие – крупнейшее течение старообрядчества, представленное у нас в крае.

Как рассказал куратор, в настоящее время в коллекции ГХМАК более 40 предметов идентифицированы как произведения гуслицкого происхождения и все вещи, представленные в витрине, бытовали именно на территории нашего края. Самой многочисленной группой была меднолитая пластика – иконы, складни, кресты. Живопись здесь представлена единственным произведением с редкой иконографией «Исцеление Господне ноги Иоанна Огородника». Кроме того, можно увидеть рукописную певчую книгу с гуслицким орнаментом – атрибутировать ее музейщикам помогли коллеги из Сибирского отделения Российской академии наук.

На открытие экспозиции пришли современные старообрядцы, и многие из них запечатлены на выразительных монохромных портретах Сергея Боженко, выполненных на бумаге пастелью, углем и сангиной. Один такой рисунок, по словам самого автора, создается быстро и легко: несколько пятен, несколько точных линий – и образ готов. Но за несколько лет скопился «целый ворох листов», и в экспозиции уместилась лишь крошечная часть этой галереи – порядка 30 работ.

– Однажды я в силу должностных обязанностей пришел на строящийся старообрядческий храм, а потом стал смотреть на людей вокруг, и они меня поразили светлыми глазами, чистыми лицами, своим сочным, нежным разговором, – рассказывает Боженко. – Я вдруг понял, что передо мной остатки той древней культуры, во многом утраченной в силу разных исторических причин. И что надо этот срез общества как-то запечатлеть. Тут же обратился к Николаю Михайловичу Думнову – отцу Николе, и он поддержал мое желание.

В поисках натуры художник объехал все барнаульские храмы, рисовал старообрядцев в Новосибирске, Залесово, Усть-Кане, Мульте, Горно-Алтайске, где они компактно проживают. «Беловодье я проехал все», – говорит Боженко. Чем ближе к большим городам, тем охотнее люди позировали, а в Верхнем Уймоне, как график ни старался, так и не смог войти в доверие.

– Это была его мечта – создать такую галерею портретов, – говорит о Боженко его давний друг Николай Тонких. – Он понял, что это люди, которых не сломили гонения, тянувшиеся с XVII века. Они выстояли, не ожесточились и остались верны своим заповедям.

Фото: altaistarover.ru

Фоторепортаж