В Госархиве Алтайского края работает новая выставка

08:30, 23 сентября 2014г, Культура 1511


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Небывалое случилось в государственном учреждении, в стенах которого принято негромко разговаривать.

И не припомнишь, бывало ль здесь такое: и скрипка звучала, и разудалые «Песнохорки» пели да дроби били, заставляя публику пританцовывать в такт. А в финале мероприятия все гости хором «Товарища» затянули. И весьма обоснованно затянули, ведь многим известно, что автор песни – выпускник Барнаульского мединститута Олег Иванов.

Не только этого славного представителя культурного сообщества вспоминали в день открытия новой экспозиции в архиве. На выставке «Музыкальная жизнь Алтая» представлены уникальные документы второй половины XVIII – XX века, рассказывающие о замечательных, знаковых страницах истории культуры края. И они позволяют сделать вывод, которым с первыми гостями выставки поделился доцент АГАКИ почетный работник высшей школы Валерий Виноградов: судя по всему, уже несколько веков назад Барнаул являлся «культурной столицей Южной Сибири».

– Истоки современной музыкальной культуры Алтая следует искать во второй половине XVIII века, – сказал Валерий Виноградов. – В Барнауле были созданы первый симфонический оркестр, оперный дом, открыты первые музыкальные классы. Документы говорят о том, что музыканты имели образование европейского уровня.

Документы именно говорят – благодаря любящим родной край, сохраняющим его историю, увлеченным до пылкости алтайским архивистам. В этом легко убедиться, побывав на экскурсии, которую проводит начальник отдела использования и публикации документов Госархива Татьяна Мальцева. Она расскажет вам об уникальнейших источниках, благодаря которым многие историки смогут сделать еще немало интересных открытий. Например, из документа 1766 года можно узнать, что при церквях были певчие, хоры, а в горном городе Барнауле имелся оркестр – в нем звучали гобои, валторны и даже «скрыпки». По словам Мальцевой, в источниках 1831 года можно найти намеки: была тогда в Барнауле музыкальная школа.

Планов и чертежей именно на этой выставке по понятной причине представлено не много. Но имеющиеся свидетельствуют о развитии отрасли культуры в Барнауле. Например, на плане конца 18 века на главной улице Петропавловской можно увидеть оперный дом – так тогда назывались учреждения типа филармонии в городах Европы. На плане 1856 года обозначен театр – он находился в том месте на улице Пушкина, где сейчас заканчивается строительство культурно-делового центра.

Самая большая часть экспозиции посвящена музыкальному образованию. Если вы придете на выставку, то узнаете, что учителя музыки, вероятно, зарабатывали не много: они трудились и регентами в церковных хорах, и таперами в синематографе. Двое из педагогов, Шаронов и Филимонов, приняли участие в конкурсе на сочинение и исполнение кантаты в честь 100-летия 
Отечественной войны 1812 года. Позже их кантаты исполнялись в Барнауле. Фонд Гуляевых в экспозиции показан в этот раз в музыкальном аспекте: за стеклом витрин лежат потрепанные нотные сборники – из этого факта можно сделать вывод, что пользовались ими очень часто. Увидите вы и ценнейшие первоисточники, былины и песни Алтая и Южной Сибири, которые были записаны Степаном Гуляевым в экспедиции.

– Мы неплохо знаем музыку зарубежную, европейскую, но именно наша, алтайская, исполняется редко, – посетовала Мальцева. – А в чем ее особенность? Была сначала музыка аборигенов, потом появились на алтайской земле переселенцы, горные офицеры, позже целинники из всех краев и областей страны. Музыкальное богатство многих носителей замешивается и дает такой результат.

О многом могут рассказать документы, касающиеся судеб Афанасия Анохина, Николая Иконникова, Антония Марцинковского, Эльвиры Россинской, Эдуарда Овчинникова, многих других деятелей и коллективов края. Известный музыковед Михаил Стюхин, разглядывая старые афиши, вспомнил об удивительном случае: впервые в Советском Союзе Вторая симфония Леонарда Бернстайна «Век тревог» была исполнена в Барнауле! Увидел на выставке старые афиши и фотографии своей матери заслуженной артистки РСФСР Елены Скрипченко главный дирижер театра музкомедии заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества Евгений Гутчин.

– Я еще не все мамины документы просмотрел, – поделился он, – но уже нашел записи о концертах 1944 года. Тогда коллектив филармонии ездил по районам края: на тетрадном листочке в клеточку во всех строчках – концерт, концерт… Причем каждый – уже в другом селе, в другом районе. А ведь работали они с серьезнейшими программами, несли искусство в массы.

Казалось бы, что такого – провести концерт? Но мама всегда говорила, что ведущий может загубить хороший, а средний концерт поднять. Вспоминаю, что капризный Штоколов, приехав во второй раз, попросил, чтобы программу вела моя мама: «Дайте мне ту же ведущую, что была в прошлый раз!» Еще запомнил такой случай: приехал индийский ансамбль, в котором было шесть или семь человек, мама вышла и объявила всех поименно безо всякой бумажки. А информацию она получила за 15 минут до концерта…

Я испытываю светлую грусть, потому что на афишах и фотографиях увидел мэтров, которых знал с детства. Мне казалось, что я никогда не достигну высот, которых достигли они. Сейчас понимаешь, что вместе с ними ушла целая эпоха. Ушло поколение, которое трудилось не ради собственных успехов и гонораров. Они работали качественно, потому что иначе не могли.

*   *   *

Сотрудники Госархива имеют дело с историей, с вечностью и работают очень кропотливо, основательно. Выставки в учреждении тоже не кратковременные, они длятся по полгода. Потому сюда не раз можно прийти с детьми независимо от того, имеют они уже музыкальное образование, учатся в ДМШ или ДШИ. Но если не привлекают их нотные строки да музыкальные инструменты, впору задуматься их родителям. Ведь, как известно, в прежние времена в обучение грамоте входило и письмо, и пение. А уж в стародавние-то!.. Не зря на открытии выставки в архиве вспомнили былину о буйном молодце Василии Буслаеве:

Будет Васинька семи годов –
Отдавала матушка родимая,
Матера вдова Амелфа 
Тимофеевна,
Учить ево грамоте.
А грамота ему в наук пошла.
Присадила пером ево писать –
Письма Василью в наук пошло.
Отдавала петью учить 
церковному –
Петьё Василью в наук пошло.

По поводу организованных экскурсий и частного посещения выставки нужно обращаться в Госархив края.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Новости партнеров
Фоторепортаж