В Барнауле прошла премьера шекспировской драмы "Король Лир"

14:55, 02 ноября 2023г, Культура 1380


Фото: предоставлены Алтайским краевым  театром драмы  им. В.М. Шукшина.
Фото: предоставлены Алтайским краевым  театром драмы  им. В.М. Шукшина.
В Барнауле прошла премьера шекспировской драмы "Король Лир" Фото №2
Фото: предоставлены Алтайским краевым  театром драмы  им. В.М. Шукшина. миниатюра
В Барнауле прошла премьера шекспировской драмы "Король Лир" Миниатюра №3

Долгожданную премьеру шекспировского «Короля Лира» сыграли в конце прошлой недели в краевом театре драмы.

Спектакль стал подарком не только исполнителю заглавной роли народному артисту России Георгию Обухову, отметившему 85-летие, но и всем, кто соскучился по большой серьезной драматургии. Трагедия мифического английского короля, который разделил свои владения между дочерьми, чтобы предупредить раздоры, но вверг страну в смуту и войну, стала первым спектаклем в Барнауле для нового главного режиссера Алтайской драмы Георгия Цнобиладзе.

Скандал в степи

Внушительное пространство основной сцены художник-постановщик Александр Храмцов превратил в бескрайнюю степь, поросшую густой и жесткой темной травой и подсвеченную как будто низким осенним солнцем. В этом пространстве любой бы затерялся, но король Лир (точнее, просто Лир – так в программке) под сумрачную музыку задумчиво обходит владения с видом усталого, но полноправного хозяина. А притаившиеся в траве близкие и приближенные с веселыми криками и хлопушками выскакивают, как на какой-нибудь сюрпризной вечеринке в честь дорогого юбиляра, и буквально забрасывают его цветами.

Пожилой правитель собрал всех не просто так: он решил уйти на покой, а перед этим разделить королевство между дочерьми на три части, согласно силе их любви к нему. И если старшие Гонерилья (актриса Анна Бекчанова) и Регана (Екатерина Порсева) с готовностью расточают лесть, то младшая Корделия (Кристина Василенко) не хочет соревноваться в лицемерии. Приняв скромность за неблагодарность, вспыльчивый отец лишает ее наследства, а ее долю делит между старшими дочерьми. А когда ближайший сподвижник граф Кент (опять же – просто Кент) в исполнении Антона Киркова заступается за Корделию, то тоже немедленно оказывается в опале.

Свобода говорить правду тут есть только у королевского Шута (Артём Казаков) – молодого человека с ярко-синей челкой и в вычурном костюме рок-звезды. Но как он ни язвит и ни закатывает глаза, исправить ничего нельзя. Себе Лир оставляет лишь титул и большую свиту, с которой планирует проводить по месяцу в замках двух своих наследниц. Вот только дочерей этот вздорный старик быстро начинает тяготить. Сперва они вступают в сговор против отца, но вскоре сцепляются уже друг с другом из-за двуличного молодого карьериста (Михаил Меньших), который клеветой прокладывает себе путь наверх.

Смириться с новой ролью

«Сходите за Французским! И за Бургундским», – требует в самом начале Лир, и речь не про вино: желая осовременить эту архаичную историю, режиссер превратил титулы Короля Французского и Герцога Бургундского практически в фамилии. Из атрибутов королевской власти на сцене лишь резной трон, на который при первой же возможности с хохотом усаживаются вдвоем дочери-интриганки: одна в алом откровенном платье, другая в твидовом костюме в духе Шанель. Сам Лир сперва носит синий двубортный пиджак в светлую полоску, а с выходом «на пенсию» облачается в расслабленный спортивный костюм и светлое поло. Кажется, единственный намек на шекспировскую эпоху – круглый воротник-горгера на шее Шута, да и тот не очень выбивается из его эклектичного образа.

Но основная коллизия за последние 400 лет ничуть не померкла. Трагедию короля можно трактовать как предостережение правителю ни в коем случае не выпускать власть из рук до самого конца, а можно, наоборот, как совет вовремя уйти на покой. 
А еще как историю авторитарного родителя, покалечившего психику своих детей: дочери столько лет боялись попасть под горячую руку, что теперь не могут удержаться от мелочной мести.

Но Георгий Обухов, ради которого придуман этот спектакль, играет еще кое-что: человека, который так привык к подобострастию, что не отличил от сердечной привязанности, да и не имел прежде нужды всматриваться в чувства людей.  И непонятно, как ему смириться со своей новой ролью помехи и обузы для всех. Артист трогательно ведет эту линию: человека непростого характера, который по старой памяти требует почтительности и до глубины души возмущен ее отсутствием, но главное – страшно растерян. Потому так врезается в память сцена бури, в которой обиженный отец мечется по бескрайней степи в компании перепуганного Шута, пытающегося укрыть его седые всклокоченные волосы от стихии полой своего пальто. Режиссер Георгий Цнобиладзе говорит: «От ощущения, что он царь, бог и хозяин жизни, Лир приходит к пониманию, что он лишь песчинка в мире, одинокий колосок в большом поле».

Справка

Следующий показ 22 ноября станет премьерным для актера Евгения Бакуменко, который сыграет Лира. А Георгия Обухова в этой роли вновь можно будет увидеть 17 декабря.

В дни премьеры Георгий Тихонович Обухов принимал поздравления с недавно прошедшим юбилеем от представителей барнаульских и краевых властей. А 29 октября губернатор Виктор Томенко наградил его орденом «За заслуги перед Алтайским краем» I степени. «Сегодня мы стали участниками нерядовой премьеры, – обратился глава региона к артисту. – Мне кажется, эта неделя прошла под знаком вашего юбилея. Ваш огромный труд, невероятный талант, преданность зрителям и сцене позволили нам в течение многих лет наслаждаться вашим творчеством».

Фоторепортаж