В Барнауле представили вышитые иллюстрации библейских сюжетов

08:14, 21 декабря 2020г, Культура 925


В Барнауле представили вышитые иллюстрации библейских сюжетов Фото №1
В Барнауле представили вышитые иллюстрации библейских сюжетов Фото №2
В Барнауле представили вышитые иллюстрации библейских сюжетов Фото №3
В Барнауле представили вышитые иллюстрации библейских сюжетов Миниатюра №4
В Барнауле представили вышитые иллюстрации библейских сюжетов Миниатюра №4
В Барнауле представили вышитые иллюстрации библейских сюжетов Миниатюра №4

Фото Евгений НАЛИМОВ

В краевом Российско-Немецком Доме открылась персональная выставка художницы Наталии Опариной из Нижнего Новгорода. В экспозиции – вышитые иллюстрации библейских сюжетов, выполненные в разные годы.

Впервые за Уралом

Инициатор и куратор выставки методист Российско-Немецкого Дома Наталья Белякова говорит, что это событие хотели приурочить ко Дню славянской письменности в мае, но из-за пандемии все сложилось только в декабре. Зато на открытие смогла приехать сама художница.

– Год назад с творчеством Наталии Опариной меня познакомила московский искусствовед Юлия Иванова, известный специалист в области декоративно-прикладного искусства, – говорит Белякова. – Я увидела работы и тут же загорелась желанием привезти в Барнаул эту выставку. Творчество Наталии Николаевны больше известно до Урала, так далеко она еще не выезжала и работы не привозила.

Мы стоим рядом с большеформатным панно «Первый снег» – так и хочется называть его полотном, тем более что живописные качества произведения очевидны. Пытаемся разобраться, как это сделано:

– Это же аппликация?

– Наталия работает в смешанной технике: тут и аппликация, и свободно-ходовая строчка, вышивка бисером, роспись по ткани. Кстати, к трем крупным работам в экспозиции есть комментарии искусствоведа.

А искусствовед отмечает загадочность и противоречивый характер «Первого снега», на первый взгляд, несложного. Но сюжет с едущими через ночной лес молодыми всадниками пребывает в конфликте с вышитыми по краям панно стихами Тютчева, отсылающими к Екклесиасту.

Главное – процесс

С этой выставки не получится уйти быстро, да и вряд ли захочется. И дело не только в завораживающих технических подробностях (тут бисер, а тут настоящая живопись ниточками разных оттенков), но и в том, как много символов и смыслов обнаруживается в каждой работе.

– Вы ведь делаете эскизы? – спрашиваю саму художницу.

– Подробные – нет, – говорит Наталия Опарина. – Знаете, есть люди, ориентированные на результат, а для меня всегда главное – процесс. Я могу записать свою идею словами или сделать какую-то почеркушку, которая потом даже не выльется в крупную работу. 

Вот здесь есть обычный крест и диагональный, – художница показывает композицию орнаментального панно в технике прорезной аппликации. – И этого мне хватило, чтобы начать работать… Но если источники вдохновения могут быть разными, то принципиально важен для меня «момент внутренней тишины», как я его называю. Я как бы смотрю в себя и вижу картинку полностью.

Незримое присутствие

Получив профессию экономиста, Наталия вышла замуж за живописца.

– Может, я была бы прекрасным финансистом, просто дорога повернула сюда, и я по ней пошла, – улыбается она. – Надо сказать, если мой муж тонко чувствует текстуру самой краски, то я вдохновляюсь от фактуры ниток, от текстиля. У них есть своя тактильность, которая мне приятна.

Впрочем, с материалом приходится искать компромисс. Текстиль обладает силой, потому что он… бесстрастный. «Иногда закрываешь глаза, видишь всю картинку, и кажется, что она идеальна. Начинаешь подбирать материал, а он уводит в другую сторону».

– Художники выражают мысль визуально, все, что мы говорим, – вторично. По большому счету, художнику нужно молчать, – замечает Наталия Опарина. – Мы ставим вопрос, приходит зритель, и неважно, как он будет отвечать, главное, идет процесс поиска ответа.

Но на открытии выставки у барнаульской публики все же была возможность услышать из первых уст, как она работает над вышивками, и убедиться, что ничего случайного в них нет. Например: «В самом центре панно «Трапеза» – пустота, и это неслучайно. Она необходима как пауза в музыке, – рассказала Наталия. – В ней содержится тайна, такой вопрос веры. Атеисты говорят: «Мы же не видим Бога», – то есть видимое отсутствие. А верующие говорят о невидимом присутствии, и оно для них не требует доказательств».

Выставка будет работать до 30 декабря.

Фоторепортаж