В Барнауле открылась выставка известных живописцев

17:07, 19 сентября 2019г, Культура 1016


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

В барнаульском павильоне «Открытое небо» работает выставка «На едином дыхании». На ней впервые представлены этюды известных живописцев Майи Ковешниковой (1926 – 2013) и Валентина Курзина (1911 – 1984) из коллекции их дочери Татьяны Скубневской.

Помнить имена

Это не первый выставочный проект, в котором Татьяна Валентиновна вновь соединяет имена родителей. И если уж говорить об усилиях, которые она прилагает для популяризации их творчества, то не многим выдающимся алтайским художникам так повезло с наследниками.

– Я просто исхожу из того, что они писали для людей и старались выразить то, что чувствовали. А имена художников будут помнить, только пока мы будем выставлять их работы, – объясняет Татьяна Скубневская.

Майя Дмитриевна Ковешникова – известный сибирский мастер редкого жанра тематического натюрморта, натюрморта-картины, заслуженный художник России. Валентин Яковлевич Курзин – один из первых председателей Союза художников Алтая и, в принципе, один из немногих профессиональных живописцев в Барнауле в послевоенные годы (когда они с Майей Дмитриевной приехали сюда в 1951-м, в местном творческом Союзе состояли три человека).

Как рассказывает их дочь, по стечению обстоятельств Валентину Курзину не повезло выставляться в родном Барнауле в большом объеме. В 1966 году брак ее родителей распался, Валентин Яковлевич уехал работать в Бийск, создавал там художественно-производственные мастерские, из которых потом вырос Бийский союз художников. Поэтому большое собрание его работ – более полусотни – находится сегодня в фондах Бийского краеведческого музея им. Бианки.

– У него был сильный характер, и очень ему помогало образование: все-таки он учился в Академии художеств! – говорит искусствовед, куратор выставки «На едином дыхании» Любовь Шамина. – Он был хорошим организатором, объединял художников Бийска, чтобы они создавали более монументальные работы, очень оживил творческую жизнь в этом городе.

Первое впечатление

В заслугу их дочери искусствовед ставит и то, что Татьяна Скубневская не только сохраняет, но и реставрирует их работы, обращаясь к профессиональным мастерам, и устраивает их дальнейшую судьбу. Сама Татьяна Валентиновна рассказывает:

– Года два назад мне позвонила директор Бийского краеведческого музея Светлана Бартышева и сообщила, что некая женщина принесла им работу явно кисти Курзина, находящуюся в страшном состоянии. Она, видно, долго провисела в каком-то помещении, где на нее лилась вода. Светлана Алексеевна сказала: «Знаю, у вас мало работ отца – я вам ее передам». Естественно, я эту картину сразу отдала в наш краевой Художественный музей, потому что в его собрании больших работ Курзина нет.

На нынешней выставке представлено 40 работ этюдного плана, это объясняет название «На едином дыхании»: так на пленэре и пишут.

– Это первое впечатление художника, как у ребенка: он что-то увидел – и начинает самое сокровенное из души вытаскивать на холст, – говорит друг Майи Ковешниковой, живописец и театральный художник Павел Джура. – Этюды – это какие-то кровеносные сосуды, которые потом дают движение большим, более образным картинам. Потому они настольно ценны.

Неповторимое лицо

О своей работе с натуры Майя Ковешникова как-то рассказала: «Художнику необходимо умение видеть главное. Но ведь натура увлекает, тянет за собой… Я всегда пишу интуитивно. Иногда мне хочется написать свет. Или цветы, подсвеченные солнцем, когда их листья кажутся уже не зелеными а голубыми или почти белыми».

Эта способность мгновенно ухватить главное в точном соотношении цветов вполне воплотилась в показанных на выставке этюдах Майи Дмитриевны, таких как «Багульник цветет» 1986 года, «Летний пейзаж в горах», написанный широкой кистью городской пейзаж «Изумрудный май» (1970-е) или «Долина в горах».

Еще более обобщенными и стремительными выглядят работы Валентина Курзина «Этюд с коровками» или «Домик в Гурзуфе» 1950 годов. Из этого ряда небольших работ выбивается расположенный на отдельной стене огромный незаконченный портрет Пушкина, простоявший в кладовке в мастерской больше полувека – Курзин обратился к этой теме в 1950 годы (есть в экспозиции и маленький этюд, возможно, к так и не состоявшейся пушкинской картине).

– Я думаю, то, что эти работы есть у нас на Алтае, придает нашему искусству свое необыкновенное, неповторимое лицо, – сказала на вернисаже заместитель директора краевого Художественного музея искусствовед Наталья Царева. – И мы должны гордиться тем, что такие художники жили и работали здесь.

Фоторепортаж