Успешное проведение посевной во многом зависит от надежности сельхозтехники

18:00, 07 мая 2020г, Экономика 1817


1
1
1
1
1
1
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра

Фото Евгений НАЛИМОВ

Успешное проведение весенних полевых работ во многом зависит от надежности сельскохозяйственной техники. А она обеспечивается своевременным обслуживанием и ремонтом как силами самого хозяйства, так и сервисных компаний.

Давеча не то, что нынче

«Все предприятия, реализующие сельхозтехнику, имеют сервисные службы, которые должны настроить, запустить в работу, оперативно устранить гарантийные и послегарантийные отказы. Это требование заводов-изготовителей», – объясняет замминистра сельского хозяйства края Юрий Лукьянов. По его мнению, сегодня сельхозпредприятия испытывают недостаток квалифицированных механизаторов и достойных инженеров, способных разобраться с любой техникой.

Раньше в совхозах были мастерские, пункты технического обслуживания, на период осенне-зимнего периода создавались ремонтные звенья. Сегодня в большинстве хозяйств эта культура утрачена, в лучшем случае есть механизатор, способный оценить работоспособность техники и определить перечень запчастей для ремонта. 

Зато появилось множество сервисных компаний, в которых работают инженеры, специализирующиеся на ремонте нескольких видов техники.

Таких предприятий в крае больше десятка («Агроцентр», «Агролидер», «Агротрак», «Техпромторг», «АСМ-Алтай», «АНИТИМ», «Европа» и другие). При этом они стараются не конкурировать между собой, обслуживая технику разных заводов. Наоборот, помогают друг другу, если есть необходимость попутно доставить запчасть в какой-то район. У всех задача – как можно быстрее устранить поломку в период полевых работ, поскольку с теми, кто не приезжает по звонку, сельхозпредприятия отказываются иметь дело.

«Конечно, мы планируем свою деятельность так, чтобы провести все крупные ремонты сельхозмашин в плановом порядке осенью и зимой, не торопясь. А сейчас мы работаем как скорая помощь, устраняя мелкие поломки, проводим дооснащение техники системами параллельного вождения», – рассказывает директор компании «АСМ-сервис» Константин Химченко.

Ежедневно в крае трудится около сотни выездных бригад. Они оснащены диагностическим, сварочным оборудованием и необходимым инструментом и запчастями, чтобы оперативно устранять поломку. Каждое утро ремонтники получают задание и разъезжаются – кто на день, кто на несколько в зависимости от объема работ. 

В этом году сельхозпроизводители недели на две раньше начали полевые работы. Никто не ожидал, что так случится. Поэтому несколько сбились сроки ввода посевной техники и тракторов. «Но мы были готовы обслужить в любых условиях», – уверяет Константин Химченко.

Техобслуживание

На одном из полей ООО «Бурановское» Усть-Калманского района идет плановое техническое обслуживание «Кировца» К-742 СТ. Такая процедура проходит после того, как трактор отработает каждые 250 моточасов, иначе сервисная компания снимет сельскохозяйственную машину с гарантии и придется ее обслуживать и ремонтировать за счет сельхозпредприятия.

«Вчера на таком же тракторе меняли редуктор привода насосов, – вспоминает заведующий автомастерской Владимир Курбакин. – Ремонтники, как обещали, приехали из Барнаула в восемь утра. У нас во время посевной каждый день на счету. Пришлось снимать двигатель. Мы пригнали в поле для этого погрузчик, и до четырех часов дня трактор они отремонтировали». 

Завмастерской уточняет, что поломки случаются частенько по вине изготовителя тракторов. «В прошлом году практически на всех новых «Кировцах» у нас полопались головки блока цилиндров, – рассказывает Владимир Курбакин. – Оказалось, что это производственный брак. Я созванивался с Тутаевским моторным заводом. Там признали свою вину. Выслали нам бесплатно головки. В этом году только одна «стрельнула».

«Трактор сам по себе хороший, но движок этот тутаевский... недоделанный, – дает диагноз механизатор Павел Кузнецов. – На высоких оборотах работает, а чуть сбавил – не тянет и головки летят. Бывает, не заводится, пока ключом маховик не провернешь. Я уже два раза в эту весну под него лазил. Ярославский двигатель во много раз лучше». 

Владимир Курбакин говорит, что «Бурановское» – развивающееся хозяйство, поэтому здесь стараются чаще менять технику, продавая ту, что морально устарела, но еще «живая». 

«Кировцу», который в тот день проходил ТО, пошел второй год. На следующий год его снимут с гарантии. «Гарантия кончится, сами будем обслуживать – ничего хитрого здесь нет. Я на таких тракторах работаю уже восемь лет, – говорит Павел Кузнецов. Он опытнейший механизатор, трудится в хозяйстве с 1985 года, всю технику знает от и до.

Напряжённая работа

Но и инженеру компании «АСМ-сервис» Сергею Бондарю опыта не занимать. Начинал трудовую деятельность механизатором, а после окончания аграрного университета уже многие годы обслуживает и ремонтирует сельхозтехнику любой сложности. Главное в этом деле – руки и голова, считает инженер.

Работать приходится в самых сложных условиях. В прошлом году в одном из хозяйств Кемеровской области в бортовой передаче трактора механизатор обнаружил стук. Сергей приехал с напарником, прихватив с собой две маленькие шестерни, но когда разобрались, то поняли, что сломалась главная пара, надо разбирать мост. Вызвали в поле кран. Из Алтайского края, за 620 км им привезли необходимые шестерни,  в итоге за один день устранили поломку.

Труд сервисного инженера хорошо оплачивается, но постоянные командировки выматывают. О напряженности работы Сергея Бондаря может сказать пробег его служебного автомобиля. За два года он составил 210 тысяч километров. Накануне инженер из Барнаула ездил обслуживать технику в Быстроистокский район. Вечером вернулся домой, к обеду уже был в Усть-Калманском районе, а через пару часов в Егорьевском должен на тракторе менять манжету. 

В условиях эпидемии коронавируса у сервисных компаний возникают дополнительные трудности. «Закрыли Змеиногорский район, а у нас там клиент, которому нужен срочный ремонт двух кондиционеров. Как с этим быть, пока не знаю, – переживает Константин Химченко. – У нас увеличились сроки доставки запчастей, авиадоставка прекратилась, так как самолеты стали реже летать. Пока у нас есть запас запчастей, масел, но всегда бывает, что какой-то детали нет и ее нужно срочно доставить из Москвы. Будем выкручиваться».

Фоторепортаж