Танковый Калашников

17:45, 30 января 2015г, Общество 2115


1
1

Владимир Поткин относился к категории сверхсекретных конструкторов и учёных. Имя нашего великого земляка конструктора легендарного танка Т-90 стало известно лишь после его кончины.

Не служака, а технарь

Владимир Поткин родился в селе Калманка 21 января 1938 года. Отец будущего танкового конструктора Иван Николаевич работал до войны заведующим складом райпотребсоюза, мать Агафья Дмитриевна была домохозяйкой.

Через три года началась война, отец воевал танкистом, но после контузии вернулся в Ачинск, куда и забрал сына. Однако в первый класс мальчик пошёл уже в новосибирскую школу № 49. После её окончания поступил в техникум железнодорожного транспорта, однако учёбу вскоре оставил и поступил в Ташкентское танковое училище. После его окончания с 1958 года Владимир Иванович семь лет командовал взводом в одной из частей Группы советских войск в Германии, а затем – в Симферополе. Было понятно, что молодой офицер не служака, а технарь – он не стремился делать военную карьеру, увлекаясь техникой. В 1972 году, вскоре после окончания академии бронетанковых войск и непродолжительной службы в Прикарпатском военном округе, Владимир Поткин становится военным конструктором. До конца жизни он прошёл все ступени служебной лестницы – от инженера-конструктора III категории до начальника – главного конструктора Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (УКБТМ).

Второе оружие сдерживания

Скептическое отношение к танковому парку, кажущемуся в век скоростей неповоротливым и устаревшим, обманчиво. По оценке военных экспертов, танк Т-90, родоначальником которого является Владимир Поткин, по эффективности является вторым после ядерного оружия фактором сдерживания.

В 1987 году главный конструктор УКБТМ возглавил работу над модификацией существующего танка Т-72. На машину установили опытные образцы тепловизорного прицела, комплекс управляемого вооружения «Рефлекс», а его бронезащитой впервые в мировой практике танкостроения стала «Штора-1» – оригинальный комплекс оптико-электронного подавления.

С января 1989-го до сентября 1990 года четыре опытных образца, различавшихся вооружением, успешно прошли испытания. Но серийный выпуск нового танка, разработанного нижнетагильскими конструкторами и получившего название Т-90, из-за политической неразберихи 1990 годов так и не начался. Тогдашние руководители правительства считали, что производить танки не следует. Мол, их и так уже выпущено с избытком. Государственного оборонного заказа почти не было, УКБТМ и «Уралвагонзавод» лихорадило. Сотрудникам месяцами не выплачивалась заработная плата. На одном из собраний коллектива было решено производить гражданскую продукцию. Владимир Поткин заявил с трибуны, что кастрюли и сковородки придётся изготавливать с другим главным конструктором. И вышел из зала. С того дня, по словам одного из его коллег, «всю политику оставили за проходной».

Экспортный вариант

На одной из выставок вооружений и военной техники Владимир Поткин провёл переговоры с индийскими военными. Новая машина им понравилась, но они выдвинули условия, которые казались трудными для немедленного исполнения. Например, установить двигатель в тысячу лошадиных сил, тепловизорный прицел и многое другое, что в России ещё не выпускалось серийно. Имелись лишь конструкторские разработки, но не производство. Однако главный конструктор убедил индийцев и коллег, что за полгода (!) представит три танка для испытаний в Индии.

Началась работа. По воспоминаниям конструкторов, ситуация была критической. К примеру, обнаруживается, что деталь или агрегат – бракованные, а на производство новых надо ещё три месяца, что является нарушением оговоренных сроков. Трудились сутками, без выходных. Поткин практически жил в кабинете. Было заметно, что он серьёзно болен, сдаёт, осунулся.

Между прочим, в этой напряжённой деятельности принимали участие и барнаульские машиностроители. Ведь индийские заказчики потребовали заменить традиционный двигатель мощностью 840 лошадиных сил тысячесильной дизельной силовой установкой. Их альтернативно разрабатывали конструкторы ОАО «Челябинский тракторный завод» с двигателем В-92С2 и ОАО «Барнаултрансмаш», предлагавшего КД-34. По итогам государственных испытаний успех сопутствовал разработчикам из Челябинска. Но к дальнейшей работе над новой силовой установкой были привлечены и конструкторы «Барнаултрансмаша», благодаря чему двигатель доработали в сжатые сроки. За счёт внедрения оригинальных конструкторских решений, предложенных и нашими земляками, была улучшена ремонтопригодность танка, сокращено время монтажа и демонтажа двигателя и систем, его обслуживающих.

Три опытных образца Т-90С подготовили в срок и 17 мая 1999 года отправили на испытания. Они серьёзно отличались от базового варианта, разработанного в начале 1990 годов. Изменения затронули шасси танка, систему управления огнём, средства защиты, а также конструкцию башни. Испытания проходили в пустыне, сильно пересечённой дюнами высотой 20-30 метров, что равняется 7-10-этажному дому. Средняя температура днём составляла 37-50 градусов по Цельсию, а внутри танка ещё больше. Механики-водители ежедневно теряли по несколько килограммов веса, у одного из них случился тепловой удар. А по условиям испытаний следовало, например, в условиях пустыни произвести замену двигателя. Но и с этим танкисты справились: два человека сделали это за восемь часов. По итогам проведённых испытаний Т-90С заслужил высокую оценку индийских специалистов.

«Владимир» в броне

В тот день, когда в транспортный самолёт загрузили три танка, чтобы доставить в Индию, их создателя Владимира Поткина хоронили. Он скончался в середине рабочего дня 13 мая 1999 года в служебном кабинете на своём рабочем месте. Сказалось неимоверное напряжение последних месяцев. Создатель танка, страдавший болезнью сердца, намеревался проглотить таблетку, но так и упал с кресла с ней, зажатой в руке. Медики были бессильны – он уже скончался.

Позже вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин скажет, что Владимир Поткин умер как воин, который бросается на амбразуру дота.

Он имел непростой характер. Как-то, оценивая работу одного из молодых специалистов, сказал: «Я не вижу, чтобы он горел на работе». Так же требовательно относился не только к себе, но и ко всем сотрудникам. Поэтому и сам сгорел на работе, рано уйдя из жизни.

За большой вклад в дело создания танка Т-90 и его модификации Т-90С, получившей название «Владимир», главный конструктор УКБТМ Владимир Поткин посмертно был удостоен премии Правительства России и ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени.

…Индусы, поставившие высокие оценки Т-90, не спешили подписывать договор на их поставку. Дело в том, что жизненный цикл боевых машин достигает четверти века. А в конце 1999 года перспективы финансово-экономического благополучия Уральского КБ транспортного машиностроения и «Уралвагонзавода» были туманными.

Владимир Путин, будучи премьером правительства, в 2000 году лично гарантировал руководству Индии стабильность работы танкостроителей. В итоге 15 февраля 2001 года состоялось подписание договора на поставку индийской армии 310 Т-90С. Так была спасена танковая промышленность страны.

Эксперты характеризуют танк «Владимир» высоким штилем: «Элегантный. Прагматичный. Совершенная концепция. Гармония во всём. Высочайшая боевая эффективность. Поразительная надежность. Идеальная стоимость».

В 2002 году на базе Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения и нескольких предприятий отрасли была создана корпорация «Уралвагонзавод». В Нижнем Тагиле говорят: «Если танки стреляют, значит, завод работает!»

Фоторепортаж