Сто лет пути: ровно век назад из Рубцовска в сторону Семипалатинска отправился первый поезд

15:00, 18 ноября 2014г, Общество 2135


1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра

Фото Евгений НАЛИМОВ

Ровно сто лет назад из Рубцовска в сторону Семипалатинска отправился первый поезд. Вековой юбилей станции – это повод не только вспомнить прошлое, подвести итоги, но и отметить добросовестный труд коллектива.

Рождение дороги

В 1910 году специальная комиссия Министерства путей сообщения в Санкт-Петербурге приняла решение о строительстве на Алтае железной дороги, соединяющей Новониколаевск (ныне Новосибирск) с Барнаулом и Семипалатинском. К работе приступили через три года. Дорога была частной и строилась на деньги купцов. По проекту ее длина составляла 633 км с 17 железнодорожными станциями, одной из которых оказалась Рубцовка.

«Для строительства жители села Рубцовка возили камень с каменоломни «Щеки» за 40 километров, песок – с реки Алей, бревна – из бора за 80 километров, а кирпич делали за рекой Алей. Там было несколько сараев для сушки кирпича. Замес глины делали лошадьми, формовали кирпич вручную в ящиках по три кирпича сразу. После сушки складывали кирпич в ямах пирамидами и обжигали. Топливом служил камыш с ближних озер. Мальчишки-малолетки складывали его и возили на станцию» – так эти события описываются в исторических материалах и воспоминаниях современников.

Именно таким способом были построены паровозное депо, первое здание железнодорожного вокзала, а затем и многоквартирные дома, амбулатория, пристанционная почта и даже здание телеграфа.

30 октября 1914 года со станции Рубцовка отправился первый поезд из четырех грузовых вагонов. Вел его машинист Иван Гусев.

– Нам известно, что в паровозном депо было 18 паровозов приписного парка серий «Ы», «ОВ» и «ОД», последние использовались на маневрах, – информирует нынешний начальник станции Сергей Левченко.

Выбор на всю жизнь

Появление железнодорожной станции предопределило развитие всего населенного пункта. Она стала первым градообразующим предприятием, имеющим собственные жилые дома, больницу, детские сады и школы, дающим работу сотням жителей.

Вместе со страной станция и город пережили многочисленные потрясения, но, несмотря на это, развитие продолжалось. Были созданы дистанция сигнализации и связи, диспетчерские круги. В середине 1950 годов на стрелочных постах телефонные аппараты заменили на стрелочные коммутаторы, а маневровые локомотивы были радиофицированы.

– За короткое время мы сумели сделать электрическую централизацию стрелок и сигналов, освободив от тяжелого ручного труда сразу сто стрелочников. Стрелки сейчас переводятся автоматически, – вспоминает председатель совета ветеранов станции Рубцовск Тамара Огнева.

Она всю жизнь проработала на станции Рубцовск, получив в Ташкентском транспортном институте профессию инженера. На ее глазах свершались перемены. Но одним из самых главных событий она считает замену паровозов тепловозами в 1960-х.

Железнодорожники – это особая каста. Сложились даже целые семейные династии. 

Например, ветеран Вениамин Швырев гордится тем, что по материнской линии все в его семье были железнодорожниками и старшая дочь продолжает династию. Сам он много лет работал поездным диспетчером, руководил движением поездов на участке Алейская – Рубцовск. Признается, что до сих пор снятся поезда.

– Я прирос к железной дороге, – говорит он.

Праздничный день

Железнодорожная станция Рубцовск по объему работы отнесена к I классу.

– Основной нашей задачей является пропуск транзитного вагонопотока из России в Казахстан и страны Средней Азии, – поясняет Сергей Левченко. – Станция стабильно выполняет все плановые показатели и заняла третье место в сетевом соревновании среди станций своего класса по всей сети железных дорог России.

К юбилею коллектив Городского Дворца культуры подготовил прекрасную праздничную программу с участием лучших творческих коллективов. В этот день со сцены звучало много теплых слов и поздравлений. На торжественное мероприятие приехали заместитель начальника Западно-Сибирской железной дороги по Алтайскому территориальному управлению Евгений Вейде, заместитель начальника Западно-Сибирской дирекции управления движением Игорь Паршуков и другие руководители и почетные гости. Несколько десятков работников станции получили награды разного уровня за свой добросовестный труд. Среди них – составитель поездов Василий Бондаренко, электромеханик Олег Галуза, инспектор билетного бюро Галина Каменева и многие другие достойные люди.

Отрадно, что коллектив станции Рубцовск на треть состоит из молодежи. Она – будущее предприятия. И некоторые уже успели зарекомендовать себя настоящими профессионалами. Грамоту в этот день получила и Наталья Болтовская, приемосдатчик груза и багажа. Ее путь на железную дорогу тоже предопределила семья, отец очень хотел, чтобы дети пошли по его стопам. Девушка уже пять лет трудится на станции Рубцовск. Занимается приемом и выдачей грузов, оформлением перевозочных документов, погрузки и выгрузки. Здесь требуются внимательность и определенная последовательность действий.

– Мы работаем как единое звено, – рассказывает она. – Если я ошибусь, это повлечет последующие ошибки, которые будут нарастать словно снежный ком. Поэтому каждый на своем месте должен быть максимально ответственным. На транспорте главное – безопасность.

Праздник отшумел. Столетний путь пройден. Железнодорожный семафор вновь выдает зеленый.

Фоторепортаж