Алтайские мастера два года создавали уникальную мозаику для музея

15:00, 23 ноября 2015г, Культура 1654


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

В четверг Художественный музей Алтайского края пригласил журналистов, чтобы продемонстрировать только что привезенное в Барнаул панно для будущего Колыванского зала.

Картину размером три на полтора метра выполнили мастера Колыванского камнерезного завода в сложнейшей технике флорентийской мозаики по эскизу художника-монументалиста Ольги Алексеевой, ныне живущей в Санкт-Петербурге. Ольга Михайловна известна как соавтор другого подобного панно в здании барнаульского речного вокзала, созданного в 80-е годы, а также эффектной флорентийской мозаики на станции «Сибирская» новосибирского метро. Но главной причиной приглашения Ольги Алексеевой для работы над новым панно стало ее близкое знакомство с Колыванью, понимание ее истории и любовь к алтайскому камню. Результатами сотрудничества с нынешними мастерами Колыванского завода автор эскиза осталась довольна, говорят музейщики. Кстати, имена камнерезов, работавших над мозаикой, перечислены на одной из ее частей – это Олег Демидов, Марина Смирнова, Надежда Афанасьева и др.

Пока панно «Колывань» существует в виде 13 фрагментов и находится в хранилище музея. Ну а когда здание ГХМАК на площади Октября будет достроено, мозаика станет одновременно украшением и главным экспонатом будущего Колыванского зала (в нем также будут представлены копии знаменитых ваз из собрания Государственного Эрмитажа). Размер мозаики составит три метра по большой стороне и полтора в высоту, так что она займет практически всю стену.

Главный хранитель ГХМАК Ирина Тютюнник говорит, что при изготовлении панно использовался в основном алтайский камень – ревневская яшма, коргонский порфир и белорецкий кварцит в разных оттенках. Есть также вкрапления других минералов – мрамора, лазурита, чароита, виолана.

– Панно как бы говорит нам о том, что Колывань является символом союза природы и творческого гения человека, – рассказывает Ирина Тютюнник. – Здесь можно увидеть исторические пейзажи Колывани, связанные с экспедициями по разведке и добыче камня, а также виды окрестностей села – Белое озеро, дорога на Колывань, а также Коргонское ущелье со знаменитым Чертовым мостом. Центральный фрагмент показывает современный завод с его прудом, а фигуры старого мастера, мужчины и мальчика символизируют связь поколений. Дополняют эти пейзажи четыре анималистических символа алтайской природы и две геральдические композиции, обозначающие науку геологию и искусство.

– Знаете, художники любят писать колыванские пейзажи, и у нас в собрании много живописных и графических работ, которые мы планируем показывать в преддверии зала, – добавляет Наталья Царева, заместитель директора ГХМАК по научной работе. – Но мне кажется, камень выигрывает перед живописью: здесь не художник масляной краской имитирует фактуру, а сама фактура говорит за себя. Работая над эскизом панно, художница исходила из пожеланий сотрудников музея, а нам хотелось показать и историю Колыванского завода, и первые экспедиции по разведке и добыче камня, и традиционные виды села – словом, все! И у Ольги родилась идея раскинуть этот рассказ о Колывани веером перед нами и будущими зрителями, совместив все в одном монументальном произведении.

Наталья Степановна добавляет, что Ольга Алексеева проводила своего рода мастер-классы для художников завода, делилась с ними секретами, которых они не знали. Получилось в итоге все, что она задумывала. «От того, кто стоит за мозаичным столом и собирает камень, зависит очень многое. Чуть-чуть не тот ракурс, оттенок или рисунок каменной пластинки – и вся работа может пойти насмарку», – объясняет сложность техники флорентийской мозаики искусствовед.

Что же касается судьбы другой работы Ольги Алексеевой, а именно панно «Союз Земли и Воды» в здании барнаульского речного вокзала, которое она создала в соавторстве с Георгием Алексеевым, то искусствоведы говорят, что сейчас уже известно, что его можно демонтировать без ущерба. Достигнуто общее понимание того, что его необходимо сохранить как ценное произведение искусства и место его – в музее. «Пусть и не в Колыванском зале, но я уверена, что камень можно использовать в музейном интерьере как можно шире – и любоваться его красотой», – говорит Наталья Царева.

Фоторепортаж