Сколько лет тебе, «Сибирь»? В Алтайском крае выпустят летопись великорусского оркестра

10:00, 19 мая 2019г, Культура 1113


1
1

В канун юбилея Государственного великорусского оркестра «Сибирь» им. Е.И. Борисова в Алтайском крае готовится к выпуску летопись коллектива. К работе над книгой приступили известный музыковед Михаил Стюхин и его коллеги. Предполагается, что электронная версия выйдет уже к концу года.

Четыре даты

Странное дело, в музыке при всей математической точности каденций, пассажей и ритмического рисунка многое спорно. Так, нет единого мнения по поводу даты основания «Сибири». Михаил Тимофеевич считает, что нужно ориентироваться на 20 апреля 1990 года, когда приказом управления культуры Алтайского крайисполкома ей присвоен статус государственного профессионального оркестра, и это значит, «Сибири» скоро тридцать.  Или более полувека, если считать точкой отсчета шестидесятые, когда выпускник Новосибирской консерватории Николай Корниенко приступил к репетициям с музыкантами городского самодеятельного оркестра русских народных инструментов (ОРНИ). Но есть и еще одна дата, вековая, если принять во внимание историческую ссылку на 27 января 1902 года, когда в Барнауле прошел первый концерт балалаечников. На стыке XIX и XX веков по традиции, введенной основоположником ОРНИ Василием Андреевым,  даже одну струнную группу именовали оркестром. Перед революцией такие коллективы и школы игры появляются во многих учебных заведениях. Но профессиональной подготовкой музыкантов в краевой столице занялись гораздо позже, в середине 50-х, с открытием двух специализированных училищ – культпросвета и музыкального. Вот вам четвертый временной ориентир.

Творческий расцвет «Сибири» связан с именем Евгения Борисова, главного дирижера с 1982 по 2004 год. По велению его дирижерской палочки в 80-е и 90-е годы оркестр стал едва ли не самой яркой звездой музыкального неба России.

«Сибирский» шевалье

Первые крупные зауральские гастроли ОРНИ, еще не «Сибири», а любительского коллектива, прошли в конце 80-х ХХ века. Приурочены они были к столетию оркестра Василия Андреева, который в 1888 году явил миру «русское чудо», выведя своих балалаечников на сцену концертного зала Кредитного собрания в Санкт-Петербурге. Барнаульские организаторы никак не ожидали от самодеятельности победы на профессиональном фестивале, а потому финансовые документы и авиабилеты оформили одним днем. Приехали – отыграли – уехали. Но барнаульцы стали лучшими, их включили в программу гала-концерта. По дороге в аэропорт музыканты плакали, слушая трансляцию по радио. Играли не они, удостоенные этой чести, – другие…

– Вообще, это небывалый случай, когда за несколько лет самодеятельный коллектив поднялся до высочайшего профессионального уровня. Сегодня оркестр не такой, конечно, каким был при Борисове, но музыканты хранят то, что Евгений Иванович считал главным, – уровень исполнительского мастерства, стремление к театрализации, постоянное участие в концертах,  спектаклях, фестивалях, – рассказывает о нынешней «Сибири» музыковед Стюхин, и словно оживают старые афиши.

Опера «Невеста для Иванушки», поставленная с «Песнохорками». Первые диски, записанные на студии «Мелодия». Шаманская мистерия «Талай-Хан» композитора Анохина по легендам Горного Алтая с участием артистов двух Алтаев – в начале 90-х ее показали в Колонном зале Дома союзов и столичном театре музкомедии. Премьера наделала шуму в музыкальном мире столицы. Правда, москвичи, коллеги Михаила Тимофеевича, сожалели о том, что время выпало неблагодатное для такой постановки. Случись она в пору СССР, наверняка удостоилась бы Госпремии. Так считали музыковеды.

Удивительно, но именно в сложный для страны период между двумя веками произошло с «Сибирью» лучшее, что только может пережить коллектив из провинции, – выход на большую сцену, российскую и мировую. С организацией зарубежных гастролей коллективу помогал фанат «Сибири», меценат, шевалье Массанж де Коломб, более известный жителям Алтайского края как Рико Генрихович. В 1996-м «Сибирь» выступила в городах Бельгии, а в профессиональной студии Гента концертную программу записали на винил. Правда, даже авторской копии оркестранты не получили. Не имея опыта общения с зарубежными партнерами, Евгений Борисов не знал тонкостей авторского права… Хотя триумф сибиряков в сдержанной на эмоции Европе и без того был бесспорен. Музыканты вспоминают, как, отыграв концерт, погрузились в страшную для любого артиста тишину… Не приняли… Не поняли русской музыки… Сибиряки медленно встали на поклон и уже собрались покинуть сцену, как на них спасительным ливнем обрушились овации. На энтузиазме отыграли еще два отделения. «Сибирь» пробила «железный занавес». К слову, в Европе с ее хваленой пунктуальностью во время переезда с одной станции на другую железнодорожники умудрились отправить инструменты «не в ту сторону».

После бельгийского успеха Рико Генрихович инициировал выступление музыкантов в Европарламенте и уже даже прислал ноты оды «К радости», оркестранты приступили к репетициям. Но… в сентябре 2001 года в США случилась трагедия со взорванными башнями-близнецами. Из-за террористических вызовов снизилась, увы, интенсивность культурного обмена. Этот тур «Сибири» так и не состоялся.

Повторить не удалось

Впрочем, есть много примеров, как музыка творит невозможное, примиряя даже антагонистические идеологии. Вот один из них. Оркестр пригласили выступить на всероссийском съезде политических партий, который проходил в начале 90-х в Москве. Это было время, когда депутаты не гнушались рукоприкладством в отстаивании своей правоты. Случилась потасовка и в этот раз. Перепуганный организатор в панике подбежал к дирижеру: «Евгений Иванович! Играйте!» Полился чарующий «Вечерний звон». Политики тут же успокоились, околдованные музыкой.

И все же самый необычный и запоминающийся тур оркестра прошел не в Москве, не за границей – в родной Сибири осенью 2002 го­да в честь столетия Транссиба. За 18 дней гастролей барнаульские музыканты объехали Кемеровскую, Новосибирскую, Омскую и Томскую области, на станцию Барнаул вернулись уже под Новый год. Организацию проекта под названием «Фестиваль-транзит «Русский оркестр третьего тысячелетия» взяли на себя железнодорожники. На станциях, где остановки были длительными, они отгоняли «музыкальные» вагоны на запасной путь, давали электричество и горячую воду в душевые, предоставляли оркестрантам возможность отдохнуть перед выступлением.

В Кемерово прием был особенно теплым, ведь сам Евгений Борисов родом из Кузбасса! Там главный дирижер был награжден медалью «За особый вклад в развитие Кузбасса», а каждый из его музыкантов получил от губернатора Тулеева премию в тысячу рублей. К слову, все последующие попытки повторить подобное турне не увенчались успехом.

– Такое было возможно, когда железнодорожная инфраструктура была в одних руках. А сейчас рельсы – у одних, станции – у других, подвижной состав – у третьих, – поясняет собеседник.

– Михаил Тимофеевич, не удивительно ли, что музыка, категория вечная,  зависит от таких переменных факторов, как экономика, политика, финансы…

– Нет в этом ничего парадоксального. Даже в блокадном Ленинграде был балет, звучали симфонии. Я заметил, что чем сложнее живется обществу, тем богаче его музыкальная жизнь. Читатели «АП» могут сделать для нее многое, если будут ходить на концерты, стараться не пропускать премьер, аплодировать музыкантам…

Фоторепортаж