Сила тока и сила счастья

16:12, 19 августа 2014г, Общество 2336


1
1

Мультимедийная история о 10-летнем  изобретателе-конструкторе, белых носках и «умном классе».

Ясный мой свет

Барнаульца Сашу Савина не вытащишь летом  во двор, не заставишь играть в футбол или лазать  по канату (в его комнате есть спортивный уголок).  Он копается в микросхемах и датчиках. 

 В четыре года он не играл в машинки, а оплел  квартиру проводами и разобрал все игрушки. Из принесенного Дедом Морозом электронного конструктора  собирал мигалки и вентиляторы. 

А в десять лет, в третьем классе, создал  вполне оригинальный прибор «Светконтроль». Мальчик обратил внимание на жалобы одноклассников, что устают глаза после уроков, а учителя все чаще  делают  детям замечания, что они  на занятиях мало активны и «спят». Саша стал искать причины: провел анкетирование среди ребят. Те подтвердили, что света им мало и  у многих в классе устают глаза в течение дня.

Тогда он решил проверить уровень освещенности с помощью люксметра – цветы же чахнут без света, может, и дети «чахнут». Так Саша вышел на целое исследование - «Влияние освещенности на работоспособность учащихся».

Оказалось, что в их  кабинете уровень освещенности гораздо ниже норм, положенных по СанПин для школ. А тестирование ребят на «устойчивость ясного видения»   показало, что острота зрения при том свете, который есть в классе, значительно снижается уже после первого  урока.

«Мы вымыли все рассеиватели со светильников, заменили неисправные и старые лампы, переставили парты, так чтобы свет лучше падал – и добились улучшения уровня освещенности от 20 до 46%, - говорит  Татьяна, Сашина мама.

Как работает «Светконтроль»?  При снижении уровня освещенности ниже 300 люкс прибор  подает сигнал - мерцает ярко красная лампа-строб. Прибор постоял в классе, а потом его забрали на выставку. Удивительно, но прибором не заинтересовались ни в других  школах Барнаула, ни даже в родной 113-й. А ведь в других классах, уверен Саша, уровень освещенности еще ниже. Стоит прибор, в сущности,  копейки, особенно в сравнении со здоровьем детей.

Носок – находка для исследователя

А еще они с мамой ставили эксперимент – изучали уровень загрязненности от автомобильных выхлопов. «Мы ходили по городу,  надевали на выхлопные трубы машин белые носки, - рассказывает Саша. -  И просили водителей на минутку завести двигатель.  А потом  смотрели, много грязи или нет».

Начали с проверки машин знакомых.  Ездили на автобарахолку.  Заводили им Камазы, автобусы, грузовики, даже полицейские УАЗы. 53 машины. 53 белых носка.

Все носки  потом надели  на пластиковые стаканчики  и рассортировали по пяти группам.   От самой грязной до самой чистой.  

- Надо ставить хорошие очистные системы на выхлопных  трубах. Новые машины и с меньшим  объемом двигателя  воздух загрязняют меньше,  бензиновые – больше. Катализаторы многие выбрасывают и ездят без них, - говорит мама Татьяна.

«Дополнительно мы использовали и такой метод – взяли лоскутки ткани, мазали их вазелином и развесили их в разных местах Барнаула. И смотрели. Сколько грязи накопилось», - добавил сын.

С итогами этого эксперимента Саша выступил на  краевом конкурсе исследовательских работ и творческих проектов  младших школьников «Я – исследователь» и стал лауреатом I-й степени. А еще у юного исследователя висят дипломы за победы  и во  всероссийских конкурсах.

Мама-менеджер

Впрочем, на конкурсы особо не разъездишься:  в прошлом году для поездки в Анапу заняли денег у родни,  потом  год отдавали. В Анапу Саша как   раз и повез рассортированные по степени загрязненности  носки.   В этом году,  на конкурс, увы, не попали.

«Обращались  мы к чиновникам, депутатам – везде отказы. Сначала неофициальные, потом – письменные.  Стопка писем.  Раньше были вежливые отказы, а в этом году одна чиновница позвонила и наорала: мол, нам больным детям не на что помогать – а вы тут лезете со своим здоровым и талантливым!..

Я ему помогаю – купить что-то, сходить с ним, поругаться, если не дают то что нужно. Менеджерские функции выполняю. И помогаю оформлять исследовательские работы – там серъезные требования по оформлению. А уж защищает свои работы он, конечно,  сам», - говорит Татьяна.  

Мальчик мечтает доделать систему «Умный класс», по аналогии с «Умным домом».  Чтобы особая машина могла вести подсчет сдачи тетрадей,  считывая штрих-коды на них. А другой прибор будет следить за увлажненностью  растений, сигнализируя, когда их нужно поливать. 

«Иногда ребята забывают  сдавать тетради, и я в том числе, - смеется Саша. -  И я придумал – машина же может  считывать  штрих-коды на тетрадях и даже использовать магнтиную ленту от магнитофона. Пишется предмет и фамилия, кто сдал и кто не сдал. И выработается полезная привычка следить за собой»…

 Хочет сделать ветряк, исследовать тему – эффективность использования ветроустановок в Алтайском  крае – но знаний пока не хватает. Думает продолжить исследовать качество питьевой воды.

«Его счастье – мое счастье»…

Савин, между прочим, не какой-то там ботан-теоретик:  он  дома и на даче  чинит абсолютно все.  Свет провел в кладовку, чтобы бабушке удобно было. Радио собрал. 

Переноску (удлинитель электрический) из каких-то проводков, старой розетки и коробки от конфет сделал. «А  еще на днях клеммы менял мне в машине, колонка работать перестала. Саша посмотрел, в своих запасах покопался, смотрю - делает что-то в багажнике - клеммы поменял, подключил - работает. ездим с музыкой!», - смеется мама.

А мы уже говорим с ним о макетках, катодах и диодах, бесспаечных платах и катушках Тесла. Она создает силовое поле. Даже воздух, оказывается,  можно сделать хорошим проводником – она создает мощное напряжение.

- Не для квартиры эта катушка,  конечно, - говорит мама.

- У нас будет маленькая, для опытов и развлечений, - добавил  сын.

Прощаясь, говорю спасибо маме за сына. Она,  его единомышленник и друг,  понимает, что дело не только и не столько в радиоделе, и даже не в количестве дипломов и грамот. Это все величины переменные, как переменный ток.

А что постоянно, так это пытливый ум, талант и упорство. А еще – материнская любовь и счастье.

«Смысл моей жизни – дети, я хочу, чтобы они были счастливы, Саша и его  младший братик,  - призналась Татьяна. – Чтобы Саша увлеченно занимался любимым делом и добился в нем успехов. Его счастье – это и мое счастье…»

Кстати, маме все ж таки удается вытаскивать сына на улицу: утром и вечером -   на пробежку.

 

Фоторепортаж