Рубцовские театралы увидели необычный спектакль по рассказу Достоевского

18:19, 07 мая 2022г, Культура 1094


Рубцовские театралы увидели необычный спектакль по рассказу Достоевского Фото №1
Рубцовские театралы увидели необычный спектакль по рассказу Достоевского Фото №2
Рубцовские театралы увидели необычный спектакль по рассказу Достоевского Миниатюра №3
Рубцовские театралы увидели необычный спектакль по рассказу Достоевского Миниатюра №3

Рубцовский Театр кукол им. А.К. Брахмана поставил спектакль для взрослого зрителя. Замахнулись – нет, не на Шекспира – на Достоевского!

Игра воображения

Вопрос, который вертится на языке: почему? Почему Достоевский? Почему «Сон смешного человека»? Почему в театре кукол? Почему такое вообще могло прийти в голову?

Барнаульский режиссер Алексей Бурдыко, которого пригласили поставить спектакль для взрослой аудитории, приложил немало усилий, чтобы убедить рубцовских коллег: Достоевский – не только философия, это еще и игра.

Рассказ «Сон смешного человека» легким не назовешь. Он стоит особняком в творчестве писателя. Хотя в нем и прослеживаются темы, заложенные в других произведениях классика. Чего в нем больше: философии, фантасмагории или просто игры воображения?

– Этот рассказ – моя большая любовь, которая началась со студенчества, – говорит режиссер. – Но перед выбором материала я захотел посмотреть на артистов. Когда увидел Михаила Гаврилюка, понял: вот же смешной человек! Ему, по сути, играть-то ничего не нужно. У него очень интересная природа, которая под необычным ракурсом поворачивает весь материал и непосредственно главную роль. Так мы и пришли к решению. С одной стороны, моя любовь к этому произведению, с другой – нашелся в театре человек, который, на мой взгляд, очень совпадает и резонирует с темой Достоевского.

Чёрное и белое

Михаил Гаврилюк признается, что, как и его коллеги, поначалу испытал легкое недоумение от выбора материала. Слишком большой объем текста, и его понимание не так просто, как кажется. Также присутствовало опасение, что невозможно поставить в такой короткий срок. А роль пришлась по душе. По словам актера, с персонажем его многое объединяет:

– Он постоянно переживает за свои поступки. И в один прекрасный момент понимает, что ничего плохого не произошло, так и должно было случиться. Философствовать я не люблю, стараюсь проще относиться ко всему.

Рубцовские актеры сначала увидели в материале много психологически тяжелых моментов. Но сам режиссер никогда не находил в произведении чего-то мрачного. Чтобы увидеть белое, надо рядом поставить черное, что и делает Достоевский.

Диапазон возможностей

– Достоевский – игровой автор, – уверяет Алексей Бурдыко. – Пишет он психологично, но в постановке нужно находить игровые приемы существования. В этом смысле кук­лы невероятно помогают. Когда играешь с предметом, априори не можешь уйти в психологическую ситуацию, тебе надо оставаться в игровом состоянии. К тому же кукла позволяет создать необычный мир, фантастический шлейф. В драматическом театре герой не может оторваться от земли и полететь, а здесь это возможно! Он то превращается в паркетную куклу, то просто в шарик – символ его души, то возникает альтер эго. Театр кукол в этом смысле открывает для режиссера очень большой диапазон возможностей. Но здесь же кроется и опасность. Нужно уметь отказываться от многих придумок во имя главного.

Все куклы и предметы для спектакля изготавливались с нуля. Удивительным образом лицо главного персонажа похоже на Михаила Гаврилюка, хотя и не было так задумано.

Свою лепту в создание фантастической атмосферы вносит шикарный светодиодный экран, полученный по проекту «Поддержка театров малых городов России». Мультимедийный контент интегрирован в структуру спектакля как элемент художественно-сценографического решения. Специально разработанная анимация включена в общую картину для подкрепления смыслов и атмосферы всей постановки.

Перестройка репертуара

Алексей Бурдыко является специально приглашенным из краевой столицы режиссером, призванным перестроить репертуарную политику театра и обогатить актерские
и режиссерские приемы кукольных спектаклей.

Он считает, что у театра кукол  есть замечательная возможность начинать работать со зрителем от двух лет и взращивать его, переводить в детский, подростковый, взрослый репертуар. Ведь, если с тобой растет зритель, это прекрасно.

– Весь мир уже воспринимает театр кукол как универсальный, в котором есть спектакли как для детей, так и для взрослых, – говорит он. – К нам в Россию это зашло не так давно. И чем дальше от культурных столиц, тем дольше доходит это понимание. Я рад, что в рубцовский Театр кукол пришел взрослый материал, и эта ниточка потянется дальше.

Премьера состоялась 29 апреля. И опасения актеров развеялись. У спектакля будет свой зритель!

Фото автора

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Новости партнеров
Фоторепортаж