Несбыточное? Вернутся ли доходы и пенсии россиян к докризисному уровню

10:47, 01 июня 2017г, Экономика 1745


1
1

Минэкономразвития рассчитывает на замораживание реального роста пенсий до 2035 года. Согласно прогнозу,  примерно через 20 лет пенсии останутся на 4% ниже уровня 2013 года. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на документ. Как рассказали «АП» эксперты, такие заявления, по сути, означают признание того факта, что страна терпит экономическую катастрофу.

Суперпессимистический прогноз

Экономист Георгий Мацуга  выразил уверенность в том, что даже при инерционном экономическом росте реальные показатели должны вырастать где-то на 2% в год, а не «морозиться».

«До 2035 года остаётся где-то 18 лет. Следовательно, до 2035 года, даже при неблагоприятном для России исходе событий, реальные показатели должны вырасти где-то на 43% (1,02^18=1,43). При взвешенно-пессимистических оценках нужно ориентироваться именно на этот показатель: увеличение пенсий в реальном исчислении на 43% до 2035 года. Оценка Минэкономразвития оказалась, таким образом, суперпессимистичной. Не знаю, из каких соображений нужно исходить, чтобы получить такой результат», - отметил специалист.

По его мнению, вероятность такого прогноза возможна при следующих условиях - при падении цен на нефть до 10 долларов за баррель или при начале Третьей мировой войны. Либо, в результате полномасштабной гражданской войны в России. И то, в случае, если всё ограничится падением цен на нефть до 10 долларов, экономика сможет приспособиться, и рост пенсий до 2035 года составит если не 43%, то хотя бы 30 - 35%.

«Абсурдность прогноза, представленного министерством, усугубляется ещё и тем, что согласно его сценарию, экономика вырастает на 78%. То есть, будет наблюдаться весьма внушительный экономический рост. Как я сказал, рост при умеренно-пессимистичном варианте - это, где-то 43%. Зачем при таком росте замораживать пенсии мне не понятно», - прокомментировал Мацуга.

Эксперт пояснил, что рекомендации Минэкономразвития можно было бы понять, если бы под ними подразумевалось снижение бремени госрасходов и госдоходов на экономику. Но как показывает практика, такое снижение лишь незначительно способствует экономическому росту:

«Бремя госрасходов в России и так близко к оптимальному, не нужно их так сильно снижать. В Бельгии, например, это бремя близко к 60% от ВВП, я здесь имею в виду все госрасходы - не только пенсии. И это не мешает Бельгии быть благополучной страной. В скандинавский странах бремя госрасходов тоже очень высоко, но это не мешает скандинавским странам процветать. У нас же оно не намного выше 30% от ВВП - примерно такое же, как в США, Канаде и Австралии. Куда его дальше снижать? В быстро растущем Китае оно ниже, чем у нас, но совсем не намного. И зачем его менять, если оно и так, примерно такое же, как в наиболее успешных или наиболее успешно развивающихся странах? Так что, даже если Минэкономразвития исходит из предположения о необходимости снижения бремени госрасходов - оно ошибается: там нет ничего такого, что нужно было бы снижать, а если и есть, то снизить нужно совсем не намного, а не на 43%».

Конечно, ситуация усугубляется ростом численности пенсионеров, в итоге государства вынуждены принимать меры. Однако, по мнению экономиста, чиновникам в этом случае нужно думать о программах по трудоустройству людей пенсионного и предпенсионного возраста, а не о том, как снизить и без того предельно низкие госрасходы.

«Дальний горизонт»

Ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков объяснил, что это прогноз был составлен  в пересказе одного из изданий СМИ. В таких случаях всегда есть риск получить эффект «испорченного телефона». Какие-то нюансы могли быть не учтены. Кроме того, обсуждается прогноз до 2035 года, но это достаточно дальний горизонт. Например, о реалиях конца 2000-х мало правдивого  было предсказано в начале 1990-х.

«Что касается политических последствий – серьезные всплески протеста, как правило, вызывают какие-то резкие шаги властей. Самый известный пример – монетизация льгот в 2005 году. В масштабах региона – можем отметить те же протесты против реновации в Москве. В случае же с ростом пенсий речь идет о процессе, серьезно растянутом во времени. Скорее всего, власти будут принимать меры, стимулирующие людей к более позднему выходу на пенсию. В то же время, представители старших возрастов давно являются одной из опор федеральных властей на выборах. Это не отменяет непопулярных мер, принимаемых в отношении пенсионеров властями целого ряда регионов. Но, тем не менее, рисков, касающихся уровня поддержки среди пенсионеров, власти не могут не учитывать», -  резюмирует политолог.

К сожалению, аналитики сходятся в одном, и нам приходится констатировать, что работники Минэкономразвития проявили крайний непрофессионализм, составив столь, мягко говоря, странный прогноз.

Фоторепортаж