Программа «Будущее Алтая» вновь удивила широтой научных интересов школьников

17:54, 23 мая 2019г, Образование 1145


1
1

Краевая программа «Будущее Алтая» вновь удивляет широтой научных интересов современных школьников. За 23 года в программе приняли участие не менее 20 тысяч детей. В этом учебном году на итоговой научно-практической конференции «Будущее Алтая» свои исследовательские работы представили более 500 школьников из 11 городов и 38 районов края.

Самый важный вопрос

19 работ по разным направлениям выставила на конкурс Шипуновская средняя школа им. Луначарского. Дети изучали этническую культуру питания русских переселенцев на территории района, фронтовые письма, восстанавливали имена первых секретарей райкома партии с середины 1920 годов и так далее. Среди учителей, постоянно курирующих такие исследования, – известный в крае педагог заслуженный учитель России Татьяна Билан, давно увлеченная краеведением.

– Наша школа – базовая площадка Краевого центра информационно-технической работы, который является исполнителем программы «Будущее Алтая» и проводит у нас свои семинары. А с 2014 года мы стали еще и экспериментальной площадкой педагогического университета, к нам приезжают ученые, – объясняет такую научную активность школьников Татьяна Яновна.

Татьяна Билан не первый год изучает проблему оттока молодежи из села, и в этом году актуальную тему подхватила девятиклассница Елизавета Сукис, занявшая с этой работой третье место на Всероссийском конкурсе «Шаг в будущее» в МГТУ им. Баумана.

– В течение полугода я опрашивала выпускников школ района, а также нынешних десятиклассников, и самый важный вопрос был – «Каким я представляю свое будущее через 10 лет?», – рассказала Елизавета. – Всего один человек из 150 опрошенных ответил нам, что собирается жить в селе. Очень плохой показатель. Мы вывели ряд стереотипов, которые подпитывают желание уехать, но есть и объективные причины: зарплата, медицина, организация досуга. Плюс пропаганда городской жизни в СМИ, и у подростков создается ощущение, что в городе у них все будет хорошо, а на селе плохо.

– А вы с этим согласны? – спрашиваю Елизавету.

– В какой-то степени. У нас очень даже хорошо, но уровень социального развития сел бывает и ниже.

Региональные аспекты

Учитель биологии кулундинской средней школы № 1 Анастасия Черкасова привезла на конференцию четверых собственных учеников и детей из других школ райцентра.

– В выборе тем для исследования я придерживаюсь регионального принципа, считаю, что лучше изучать местную флору и фауну. Например, с Дарьей Горловой мы исследовали  антропогенное влияние на наше озеро Щекулдук, поскольку поток отдыхающих ежегодно возрастает. Дарья учится в 9 классе, а у нее уже интересная полноценная работа. С Игорем Соляником мы изучали видовое разнообразие бабочек в окрестностях Кулунды, даже обнаружили краснокнижный вид.

Такого же принципа придерживалась и одиннадцатиклассница Елизавета Изотова из кулундинской школы № 5 в своей работе по истории:

– Мое исследование посвящено повседневному быту жителей Кулундинского и Ключевского районов в первые послевоенные годы. Дедушка и бабушка рассказывали много интересного о том времени, и захотелось собрать всю информацию. Мы с учителем истории изучали особенности питания, гигиены, развлечений – кстати, очень интересная тема оказалась, выяснилось, что в послевоенные годы к нам привозили даже иностранные фильмы.

В этом году школьники представляли на научно-практической конференции свои самодельные термоэлектрогенераторы, рассказывали о физических свойствах пчелиного воска, разрабатывали методы разрушения сосулек и восстанавливали истории столыпинских переселенцев на Алтай.

– Ни для кого не секрет, что ежегодно участники краевой программы «Будущее Алтая» выезжают на Всероссийский форум «Шаг в будущее» и Международный конкурс «Старт в науку». И не было еще ни одного года, чтобы они не вошли в число лауреатов и победителей, – отмечает начальник отдела управления качеством образования Минобрнауки края Лариса Терновая. – Отдельная благодарность педагогам: заниматься научно-исследовательской работой со школьниками очень сложно, но именно благодаря учителям имена наших детей звучат за пределами края.

Фото из архива КЦИТР

Фоторепортаж