Подведены итоги 8-го заседания комиссии по сотрудничеству Алтайского края и Беларуси

13:30, 02 апреля 2023г, Экономика 580


Подведены итоги 8-го заседания комиссии по сотрудничеству Алтайского края и Беларуси Фото №1

Подведены основные итоги 8-го заседания двухсторонней комиссии по координации сотрудничества между Алтайским краем и Республикой Беларусь. Так, вместе с углублением промышленной кооперации стороны продолжат сотрудничать в аграрном, транспортном секторах, ЖКХ, культурно-гуманитарной сфере.

До этого белорусская делегация в течение двух дней знакомилась с предприятиями края, обсуждала варианты взаимодействия на уровне отдельных министерств, так что само заседание носило скорее формальный характер, хотя выступающие на нем руководители компании порой высказывали неожиданные предложения.

Открывая заседание, губернатор края Виктор Томенко отметил, что работа комиссии всегда проходит в конструктивном деловом русле, но самое главное, что между сторонами есть братское взаимопонимание. Мы продолжаем наращивать объемы экономического взаимодействия.

В свою очередь зампред правительства Республики Беларусь (РБ) Леонид Заяц сказал, что он находится под большим впечатлением от увиденного на алтайских предприятиях.

«Нам есть чему поучиться, но и мы можем быть полезны вам», – выразил уверенность глава делегации из братской страны.

АПК

Работа комиссии началась с обсуждения сотрудничества в агропромышленной сфере. Так, министр сельского хозяйства края Сергей Межин сообщил, что в прошлом году в Белоруссию было поставлено более 2 тысяч тонн зерновых культур, половина пришлось на гречиху. Ее закупили втрое больше, чем в 2021 году. До 12 тысяч тонн выросли отгрузки семян масличных культур.

В нашу сторону традиционно шла белорусская техника. Сегодня продукция «Гомсельмаша» составляет 15% от всего парка зерноуборочных и 25% кормоуборочных комбайнов, 46% тракторов приходится на МТЗ.

Министр поблагодарил гостей за обещание дополнительно поставить краю в этом году 23 мощных зерноуборочных комбайнов GM 2124, а также попросил рассмотреть возможность поставки оборудования для доильных залов.

Замминистра промышленности РБ Дмитрий Харитончик выразил желание увеличить поставки в край техники Минского автозавода, «Лидсельмаша», «АМКАДОР» и «Бобруйскагромаша». А гендиректор «ТД МТЗ-Сибирь» Дмитрий Белайц отметил, что основную задачу этого года видит в открытии учебного класса с техникой МТЗ на базе АГАУ и в конкурентной борьбе с китайскими производителями на территории края.

«Белорусский трактор – это советские технологии, на 90% российские комплектующие. Это рабочие места и налоги в России, – напомнил Белайц. – Одно рабочее место на тракторном заводе обеспечивает занятость двух человек на смежных российских предприятиях. Основной плюс МТЗ – ремонтопригодность и низкая стоимость владения. И если наши алтайские дилеры не смогут отказаться от работы с китайской техникой, то мы вынуждены открыть здесь свое представительство, чтобы не отдать ни процента нашей доли рынка китайским конкурентам, которые сегодня ведут агрессивную маркетинговую политику».

На это председатель совета директоров «Агроцентра» (алтайского дилера МТЗ) Александр Костин выразил уверенность, что минские тракторы выйдут победителями в честной конкурентной борьбе с китайской техникой.

Далее выступал представитель «Лидсельмаша» Максим Булова. Он отметил, что в крае успешно работают их сушилки и зерноочистительные комплексы, и предложил поставлять нам еще и радиаторы водяного отопления.

«Эти нагревательные приборы уже успешно используются в Московской и Ленинградской областях, и я уверен, что на Алтае тоже будет спрос на нашу продукцию», – предположил белорус.

По примеру других регионов России Дмитрий Харитончик предложил Алтайскому краю сформировать комплексную заявку по всем видам техники и направлять ее в правительство РБ для предметной работы.

«Это позволяет нам эффективно готовить производственные планы», – объяснил замминистра.

«Пищёвка»

Начальник управления Алтайпищепрома Александр Большаков начал свой доклад, подчеркнув высокий потенциал края в производстве крупяных и молочных изделий. И как результат – наш экспорт сельскохозяйственного сырья и пищевой продукции в Белоруссию за последние пять лет увеличился в 2,7 раза и по итогам прошлого года составил 30 тысяч тонн. Был отгружен 61 вид продукции АПК на 25 млн долларов, в основном это крупы, семена рапса, подсолнечника, БАД, кондитерские и макаронные изделия. Большаков пообещал, что его ведомство и дальше будет помогать белорусским партнерам в поиске надежных поставщиков пищевой и перерабатывающей продукции Алтайского края.

В то же время другая сторона старается нам продать продукцию своего АПК. Так, кроме молочных товаров и солода, начались поставки в край мясных изделий. Январь показал, что они весьма востребованы. Зампред концерна «Белгоспищепром» Александр Яковчиц сообщил, что жители края давно любят и покупают их продукты питания. В основном это сахар и солод. В то же время выросли и закупки из края на 20% за прошлый год.

«В эту встречу договорились о приобретении в крае полипропиленовых мешков для сахара и соли, – сообщил Александр Яковчиц. – Надеемся закупать крупу, например, в «Алейскзернопродукте», чтобы не гонять транспорт из края порожним. У нас заложена хорошая основа для дальнейшего роста товарооборота. Уже есть договоры на поставку в край продукции с ростом в 4 млн долларов».

Промышленная кооперация

Промышленные предприятия края и РБ связывают давние отношения в машиностроении, химической и легкой промышленности. Например, более 25 лет АЗПИ поставляет форсунки и распылители на Минский моторный завод. «Барнаульский завод прессового оборудования» отгрузил почти 2200 колесных дисков на «Гомсельмаш». «Нортек» продал почти 70 тысяч шин в РБ, свою продукцию направляют в братскую республику «Кучуксульфат», «Бийский олеумный завод», «Михайловский завод химических реактивов», «Бийский завод стеклопластиков».

В свою очередь Бийский производитель пожарных рукавов ООО «Рукав» приобретает полиэфирную нить у «Могилёвхимволокно», «Алтайский трикотаж» закупает химические волокна белорусского производства.

Дальнейшие перспективы интеграции региональный Минпромэнерго видит в дизелестроении,  в производстве сельскохозяйственной и спецтехники, в увеличении взаимных поставок между предприятиями химической и легкой промышленности.

По словам Дмитрия Харитончика, ММЗ готов подписать договор с АЗПИ на приобретение до 15 тысяч штук в год топливных систем Common Rail. А представитель компании «Гомсельмаш» Михаил Клименков пообещал в этом году увеличить закупки шин и колесных дисков из Алтайского края вдвое.

Транспорт и ЖКХ

За последние два года приобретено техники и транспорта из РБ на сумму более 2 млрд рублей. Заместитель гендиректора «Белкоммунмаш» Дмитрий Быцко отметил, что троллейбусы их предприятия известны в крае с 2014 года. В прошлом году был подписан контракт на поставку 10 низкопольных трамваев в Барнаул. В апреле их планируется изготовить. Быцко высказал желание участвовать в капитальном ремонте бийских трамваев и в поставке в регион электробусов и электро-грузовиков для развоза продукции из логистического центра по торговым точкам.

«После завершения испытаний мы могли бы поставлять их в Россию», – сказал замгендиректора.

Сотрудничество в транспортной сфере идет в обе стороны. В частности, за 2022 год «Алтайвагон» поставил в Белоруссию 132 грузовых вагона и в первом полугодии этого года готов отгрузить еще 250 штук.

«С другой стороны, поможем обновить вам пассажирскую и коммунальную технику, – пообещала замминистра транспорта РБ Наталья Александрович. – Беларусь имеет большой опыт в организации управления состоянием автодорог. И наши дорожно-проектные институты готовы предложить свои услуги по ремонту и содержанию автодорог».

Заместитель гендиректора «Могилёвлифтмаш» Антон Бельский рассказал о разработанной на предприятии новой линейке высокоскоростных лифтов и автоматизированных парковочных систем. По словам Бельского, завод планирует принимать участие в каждой закупочной процедуре для возводимых и капитально ремонтируемых в Алтайском крае многоэтажек и готов поставлять свою продукцию даже с 50-процентной рассрочкой платежа на 3–5 лет для тех, кто планирует менять устаревшие подъемники.

Эти предложения понравились министру строительства и ЖКХ Ивану Гилёву, поскольку в крае работает более 5 тысяч лифтов с истекшим сроком эксплуатации. Он заинтересовался схемой поставок лифтов в кредит для тех собственников домов, которые накапливают средства для капремонта на спецсчетах. Также пообещал свести завод с застройщиками, чтобы они могли изучить оферту «Могилёвлифтмаша». И попросил белорусскую сторону о поставках бытовых газовых баллонов, парк которых превышает в крае 1 млн штук и порядком износился.

По итогам совещания был подписан протокол, в котором для каждого заинтересованного в сотрудничестве министерства и ведомства даны поручения, включая взаимодействие в гуманитарной и культурной сферах.

Справка

40% – рост товарооборота за прошлый год между Белоруссией и Алтайским краем

 
Фоторепортаж