Почту нашу закрыли! Почему лихорадит почтовую связь в Алтайском крае

10:13, 17 сентября 2023г, Общество 649


Почту нашу закрыли! Почему лихорадит почтовую связь в Алтайском крае Фото №1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Этот памятный крик персонажа нашей землячки Нины Усатовой из давней социальной телерек­ламы спустя десятилетия после лихих девяностых стал очень неудобной реальностью для многих жителей Алтайского края.

После жалоб

Почтовую сеть нашего региона периодически лихорадило все прошедшее лето. И со стороны не сразу было понятно, что первично или вторично. То ли сначала уволились почтальоны из-за сниженных оценок их труда, а потом ожидаемо закрылись почтовые отделения. Или все было наоборот: сначала решили закрыть отделения, а возросшая нагрузка на оставшиеся не привела к увеличению заработков.

Официальные разъяснения и обещания руководство регионального подразделения «Почты России» представило недавно в стенах краевого парламента. Этому предшествовало обращение депутатов с призывом вернуть работу почты в привычный для клиентов формат.

5 июня, когда в АКЗС обсуждали сложности в работе почтовых отделений, особое внимание обратили на паралич почтовой связи именно в сельской местности. Ведь в крае действуют 1056 отделений, большая их часть расположена как раз в сельской глубинке, где живет около миллиона человек – 
43 % населения региона. С мая к депутатам АКЗС начали поступать обращения от органов местного самоуправления и жителей в связи с сокращением зарплаты сотрудников почты.

– В Алейске и Алейском районе снизили коэффициенты по ставкам работникам. Зарплаты почтальонов мизерные. Во многих районах края штаты отделений не укомплектованы, – подчеркивал депутат Юрий Матвейко.

Председатель комитета по строительству, ЖКХ, транспорту и связи Игорь Панарин напомнил, что в первом квартале года «Почта России» занималась нормированием рабочего времени сотрудников. По итогам сделали выводы о недостаточной загруженности работников почты.

– В организации решили, что зарплаты сотрудники станут получать в виде гарантированной  половины ставки, а остальное – в проценте от продаж, – объяснил руководитель профильного комитета.

Рядовые почтовики с мест сообщали, что штатное расписание подгоняли под фактическую занятость сотрудников. Но это привело к сокращению зарплат, из-за чего сельские почтальоны отказываются работать.

К началу августа обращение краевых депутатов, направленное в правительство страны и в адрес руководства «Почты России», поддержали еще в двух десятках регионов.

Что говорит почтовое руководство?

9 августа председатель АКЗС Александр Романенко провел совещание с представителями «Почты России» по поиску решения проблем с обслуживанием населения. От «Почты России» во встрече принял участие директор макрорегиона Сибирь Александр Завьялов. Он пояснил, что изменения оплаты труда коснулись только рядовых почталь­онов, которые разносят корреспонденцию по домам. Операционисты и начальники отделений начали увольняться из-за опасений, что на них будут переложены обязанности ушедших ранее коллег.

– Мы не сторонние наблюдатели ситуации, которая происходит в Алтайском крае. Я стараюсь сделать так, чтобы услуги поч­ты снова стали доступны людям. Сейчас все наши усилия направлены на то, чтобы возобновить полноценную работу всех закрывшихся в последние полгода отделений, – заверил Александр Завьялов.

– К 1 июля мы уже возобновили в Алтайском крае работу 78 закрытых ранее отделений. Часть из них пока будет работать в усеченном формате. В них предоставляются только ключевые услуги: получение пенсий, приобретение периодических изданий, отправка и получение заказных писем и посылок, – рассказал главный сибирский почтовик. – В июле мы восстановили работу еще 18 отделений. 14 из них работают в полноценном режиме с полным перечнем услуг. Сейчас остаются закрытыми 86 отделений. До 1 сентября мы планируем возобновить работу еще 66 отделений. В наших планах запустить все 86.

В условиях нехватки кадров эти отделения планировалось запустить за счет совмещения должностей оператора и начальника отделения.

– Причем каждое действие, каждая операция для сотрудника будет компенсироваться деньгами, – заверил Александр Завьялов. – Есть ситуации, когда у почтальона недостаточно компетенций и навыков для того, чтобы запустить полноценное почтовое отделение. В таком случае мы будем запускать его во временном режиме – минимум на четыре часа в день с основным перечнем оказываемых услуг: отправкой писем, в том числе заказных, оплаченных посылок, приемом коммунальных платежей и так далее. Это практически весь обычный функционал полноценного отделения за исключением банковских услуг и выдачи посылок с наложенным платежом. Мы будем обучать людей, будем их мотивировать, в том числе материальной составляющей.

Восстановить привычный уровень заработной платы для «полевых» сотрудников руководство почты планировало за счет объединения участков. Чтобы доставить почтальона до соседнего участка, – в условиях края это может быть и отдаленный населенный пункт, – планировалось использовать наемный транспорт.

– Он будет привлекаться филиалом поч­ты по договору гражданско-правового характера. При этом по удаленному участку корреспонденцию, пенсии и периодику будут развозить уже с использованием этого транспорта. Такой способ работы уже начинает применяться в отдельных населенных пунктах. В некоторых случаях мера позволяет не только восстановить уровень оплаты труда, который был до проведения нормирования, но и увеличить его, – пояснил Александр Завьялов.

В качестве главной своей задачи было обозначено восстановление полноценного поч­тового обслуживания. До 1 июля в Алтайском крае уволилось 400 человек. За июль часть ушедших вернулась, еще 68 сотрудников были приняты на освободившиеся вакансии. 319 почтальонов из работавших ранее согласились на объединение доставочных участков. В результате, по словам Завьялова, почти все оголенные участки удалось закрыть.

– Руководство почты взяло на себя обязательства к 1 сентября восстановить нормальную работу регионального управления, – подвел итоги встречи Александр Романенко.

Справка

Оформляя подписку в отделении связи, клиент оплачивает выписанное издание с доставкой до адресата. Но еще к 2015 году «Поч­та России» ограничивала режим работы отделений в селах, где живет менее тысячи человек, только 16 часами в неделю.

Голоса с мест

Подписчики «Алтайской правды» из разных районов в сентябре продолжают жаловаться на нерегулярную доставку газет. Для сообщений о срыве доставки редакцию можно информировать через специальный номер телефона с WhatsApp: 8-906-943-15-44.

Василий Заика из села Родино 4 сентября рассказал:

– Газету выписываю много лет. Стал постоянным читателем еще с тех пор, как начал работать в районе после окончания учебы в Бийске. В начале нынешнего века был даже победителем конкурса, организованного среди подписчиков. Но у нас сейчас нет своего собственного почтового отделения. Получаем газеты из Барнаула через Благовещенку. Но из-за низкой зарплаты водители увольняются, и возят сейчас газеты два раза в неделю. Это безобразие!

Галина Лысикова из села Степной Кучук того же Родинского района подтвердила, что график доставки газет сдвинулся:

– Раньше пятничную «толстушку» мы с мужем получали в субботу, а теперь она приходит только во вторник следующей недели. Хорошо, что еще как-то держатся на работе наши девчата-почтальонки.

Владимир Иванов из села Шатуново Залесовского района возмущен, что жители сельской местности находятся в почтовом обслуживании в униженном состоянии в сравнении с горожанами:

– Чем мы виноваты, что только три раза в неделю работает у нас поч­та? По Конституции ведь все равны, независимо от места проживания! А на деле что? Кому остается жаловаться? Президенту страны?

Екатерина Дмитриева из Алтайского района – инвалид. Бывшая учительница никуда не выходит. Газета для нее – окно в мир:

– Наше второе отделение почты закрылось почти совсем. Работники уволились. Только раз в неделю открывает его начальник по своей доброте. Газеты свалены кучей у порога!

Ветеран-педагог из Барнаула Руфина Малютина все же заметила, что выписанные газеты стали с сентября носить более регулярно:

– В августе совсем не носили. Внука посылала за ними в наше отделение. Но теперь раза два-три в неделю начала получать. Раскладываю все номера по порядку и читаю их по очереди.

Александр Мурашкин из Змеиногорска проработал на местной почте десять лет, развозя посылки по родному району. Он сочувствует бывшим коллегам:

– Такая нынешняя «реформа» поч­ты совсем не удивила. Мне в 2005 году предложили при сокращении и подчинении нашего отделения рубцовскому продолжить работу на новом месте. Но тогда многие отказались куда-то переезжать и поэтому были уволены.

Фоторепортаж