Почту нашу закрыли! Почему лихорадит почтовую связь в Алтайском крае
10:13, 17 сентября 2023г, Общество 649
Фото Евгений НАЛИМОВ
Этот памятный крик персонажа нашей землячки Нины Усатовой из давней социальной телерекламы спустя десятилетия после лихих девяностых стал очень неудобной реальностью для многих жителей Алтайского края.
После жалоб
Почтовую сеть нашего региона периодически лихорадило все прошедшее лето. И со стороны не сразу было понятно, что первично или вторично. То ли сначала уволились почтальоны из-за сниженных оценок их труда, а потом ожидаемо закрылись почтовые отделения. Или все было наоборот: сначала решили закрыть отделения, а возросшая нагрузка на оставшиеся не привела к увеличению заработков.
Официальные разъяснения и обещания руководство регионального подразделения «Почты России» представило недавно в стенах краевого парламента. Этому предшествовало обращение депутатов с призывом вернуть работу почты в привычный для клиентов формат.
5 июня, когда в АКЗС обсуждали сложности в работе почтовых отделений, особое внимание обратили на паралич почтовой связи именно в сельской местности. Ведь в крае действуют 1056 отделений, большая их часть расположена как раз в сельской глубинке, где живет около миллиона человек –
43 % населения региона. С мая к депутатам АКЗС начали поступать обращения от органов местного самоуправления и жителей в связи с сокращением зарплаты сотрудников почты.
– В Алейске и Алейском районе снизили коэффициенты по ставкам работникам. Зарплаты почтальонов мизерные. Во многих районах края штаты отделений не укомплектованы, – подчеркивал депутат Юрий Матвейко.
Председатель комитета по строительству, ЖКХ, транспорту и связи Игорь Панарин напомнил, что в первом квартале года «Почта России» занималась нормированием рабочего времени сотрудников. По итогам сделали выводы о недостаточной загруженности работников почты.
– В организации решили, что зарплаты сотрудники станут получать в виде гарантированной половины ставки, а остальное – в проценте от продаж, – объяснил руководитель профильного комитета.
Рядовые почтовики с мест сообщали, что штатное расписание подгоняли под фактическую занятость сотрудников. Но это привело к сокращению зарплат, из-за чего сельские почтальоны отказываются работать.
К началу августа обращение краевых депутатов, направленное в правительство страны и в адрес руководства «Почты России», поддержали еще в двух десятках регионов.
Что говорит почтовое руководство?
9 августа председатель АКЗС Александр Романенко провел совещание с представителями «Почты России» по поиску решения проблем с обслуживанием населения. От «Почты России» во встрече принял участие директор макрорегиона Сибирь Александр Завьялов. Он пояснил, что изменения оплаты труда коснулись только рядовых почтальонов, которые разносят корреспонденцию по домам. Операционисты и начальники отделений начали увольняться из-за опасений, что на них будут переложены обязанности ушедших ранее коллег.
– Мы не сторонние наблюдатели ситуации, которая происходит в Алтайском крае. Я стараюсь сделать так, чтобы услуги почты снова стали доступны людям. Сейчас все наши усилия направлены на то, чтобы возобновить полноценную работу всех закрывшихся в последние полгода отделений, – заверил Александр Завьялов.
– К 1 июля мы уже возобновили в Алтайском крае работу 78 закрытых ранее отделений. Часть из них пока будет работать в усеченном формате. В них предоставляются только ключевые услуги: получение пенсий, приобретение периодических изданий, отправка и получение заказных писем и посылок, – рассказал главный сибирский почтовик. – В июле мы восстановили работу еще 18 отделений. 14 из них работают в полноценном режиме с полным перечнем услуг. Сейчас остаются закрытыми 86 отделений. До 1 сентября мы планируем возобновить работу еще 66 отделений. В наших планах запустить все 86.
В условиях нехватки кадров эти отделения планировалось запустить за счет совмещения должностей оператора и начальника отделения.
– Причем каждое действие, каждая операция для сотрудника будет компенсироваться деньгами, – заверил Александр Завьялов. – Есть ситуации, когда у почтальона недостаточно компетенций и навыков для того, чтобы запустить полноценное почтовое отделение. В таком случае мы будем запускать его во временном режиме – минимум на четыре часа в день с основным перечнем оказываемых услуг: отправкой писем, в том числе заказных, оплаченных посылок, приемом коммунальных платежей и так далее. Это практически весь обычный функционал полноценного отделения за исключением банковских услуг и выдачи посылок с наложенным платежом. Мы будем обучать людей, будем их мотивировать, в том числе материальной составляющей.
Восстановить привычный уровень заработной платы для «полевых» сотрудников руководство почты планировало за счет объединения участков. Чтобы доставить почтальона до соседнего участка, – в условиях края это может быть и отдаленный населенный пункт, – планировалось использовать наемный транспорт.
– Он будет привлекаться филиалом почты по договору гражданско-правового характера. При этом по удаленному участку корреспонденцию, пенсии и периодику будут развозить уже с использованием этого транспорта. Такой способ работы уже начинает применяться в отдельных населенных пунктах. В некоторых случаях мера позволяет не только восстановить уровень оплаты труда, который был до проведения нормирования, но и увеличить его, – пояснил Александр Завьялов.
В качестве главной своей задачи было обозначено восстановление полноценного почтового обслуживания. До 1 июля в Алтайском крае уволилось 400 человек. За июль часть ушедших вернулась, еще 68 сотрудников были приняты на освободившиеся вакансии. 319 почтальонов из работавших ранее согласились на объединение доставочных участков. В результате, по словам Завьялова, почти все оголенные участки удалось закрыть.
– Руководство почты взяло на себя обязательства к 1 сентября восстановить нормальную работу регионального управления, – подвел итоги встречи Александр Романенко.
Справка
Оформляя подписку в отделении связи, клиент оплачивает выписанное издание с доставкой до адресата. Но еще к 2015 году «Почта России» ограничивала режим работы отделений в селах, где живет менее тысячи человек, только 16 часами в неделю.
Голоса с мест
Подписчики «Алтайской правды» из разных районов в сентябре продолжают жаловаться на нерегулярную доставку газет. Для сообщений о срыве доставки редакцию можно информировать через специальный номер телефона с WhatsApp: 8-906-943-15-44.
Василий Заика из села Родино 4 сентября рассказал:
– Газету выписываю много лет. Стал постоянным читателем еще с тех пор, как начал работать в районе после окончания учебы в Бийске. В начале нынешнего века был даже победителем конкурса, организованного среди подписчиков. Но у нас сейчас нет своего собственного почтового отделения. Получаем газеты из Барнаула через Благовещенку. Но из-за низкой зарплаты водители увольняются, и возят сейчас газеты два раза в неделю. Это безобразие!
Галина Лысикова из села Степной Кучук того же Родинского района подтвердила, что график доставки газет сдвинулся:
– Раньше пятничную «толстушку» мы с мужем получали в субботу, а теперь она приходит только во вторник следующей недели. Хорошо, что еще как-то держатся на работе наши девчата-почтальонки.
Владимир Иванов из села Шатуново Залесовского района возмущен, что жители сельской местности находятся в почтовом обслуживании в униженном состоянии в сравнении с горожанами:
– Чем мы виноваты, что только три раза в неделю работает у нас почта? По Конституции ведь все равны, независимо от места проживания! А на деле что? Кому остается жаловаться? Президенту страны?
Екатерина Дмитриева из Алтайского района – инвалид. Бывшая учительница никуда не выходит. Газета для нее – окно в мир:
– Наше второе отделение почты закрылось почти совсем. Работники уволились. Только раз в неделю открывает его начальник по своей доброте. Газеты свалены кучей у порога!
Ветеран-педагог из Барнаула Руфина Малютина все же заметила, что выписанные газеты стали с сентября носить более регулярно:
– В августе совсем не носили. Внука посылала за ними в наше отделение. Но теперь раза два-три в неделю начала получать. Раскладываю все номера по порядку и читаю их по очереди.
Александр Мурашкин из Змеиногорска проработал на местной почте десять лет, развозя посылки по родному району. Он сочувствует бывшим коллегам:
– Такая нынешняя «реформа» почты совсем не удивила. Мне в 2005 году предложили при сокращении и подчинении нашего отделения рубцовскому продолжить работу на новом месте. Но тогда многие отказались куда-то переезжать и поэтому были уволены.