В Алтайском крае прошла Неделя семейных многофунк­циональных центров

09:15, 14 апреля 2024г, Общество 639


Фото: Алексей Середин
Фото: Алексей Середин
Фото: Алексей Середин
Фото: Алексей Середин
Фото: Алексей Середин миниатюра
Фото: Алексей Середин миниатюра

В начале апреля по всей стране прошла Неделя семейных многофунк­циональных центров. Организаторы включили в программу мероприятия, где семьи узнали о возможностях получения комплексной помощи, укрепили детско-родительские отношения, участвовали в квест-игре и онлайн-марафоне, различных тренингах и мастер-классах.

Без сопровождающего

В крае работают два СМФЦ – в Барнауле и Камне-на-Оби. В краевой столице он открылся 25 декабря на базе Комплексного центра социального обслуживания населения. Подготовка длилась около полугода – разрабатывали методические материалы, закупали оборудование, шла реновация помещений.

В один из дней, в рамках недели открытых дверей, в числе посетителей мы отправились на экскурсию. На входе нас встречает удобный навигационный стенд. Здесь указано все необходимое, чтобы построить свой маршрут без сопровождающего.

– Наши партнеры ведут здесь свой прием чаще всего с утра, хотя есть и те, что приходят после обеда, когда в этом есть потребность. Среди них – Управление социальной защиты по Барнаулу, комитет социальной поддержки администрации города, МФЦ, портал «Работа в России», – говорит Наталья Жмылёва, директор комплексного центра. – Здесь же расположился наш юрист. Он ведет еженедельный прием. Юридические услуги – одни из самых востребованных в нашем городе и крае. Есть вопросы, которые кажутся небольшими, и предполагается, что можно разрешить их самостоятельно. Часто для этого используют Интернет или советы соседей. А на самом деле эта маленькая «муха» превращается впоследствии в большого «слона».

16 вопросов

Центр состоит из трех отделов. Начальный – сектор первичного приема. Здесь специа­листы в располагающей к разговору обстановке узнают, какие запросы есть у человека. В просторном помещении работает три окна приема, есть детский уголок.

– Наш специальный опрос­ник из 16 вопросов позволяет не только разобраться в проблеме, но и сориентироваться в текущей ситуации посетителя – есть ли детский сад, все ли хорошо со школой, как дела со здоровьем у членов семьи, все ли пособия получают. В последнее время осведомляемся и о каникулах, – уточняет Наталья Юрьевна.

Есть здесь и еще один сервис – цифровой киоск.

– Когда человек находится у нас на приеме, мы предлагаем ознакомиться с информацией наших партнеров. Она расположена на информационном терминале, – говорит Владимир Зюздинцев, заведующий СМФЦ. – Здесь можно перейти на нужный сайт и записаться, например, к юристу или психологу, составить какое-то обращение. Есть и возможность перехода на портал «Госуслуги». Для него, кстати, предусмотрена отдельная цифровая зона с ноутбуком и планшетом.

После опроса создают карточку и составляют индивидуальный «бесшовный маршрут» семьи – это тоже новая технология. Индивидуально расписывается перечень услуг и места, где их можно получить. Если обратившиеся нуждаются в помощи, которую оказывают на базе комплексного центра, то их направляют в сектор социальных услуг и социального сопровождения. Здесь общаются с логопедом, посещают массажиста, инструктора лечебной физкультуры и других специалистов.

Для мамы и дитя

В случае, если возникла экстренная ситуация и нужно сразу отреагировать, обращаются к психологу. Его кабинет также расположен в СМФЦ. Он экстренно оказывает помощь здесь и сейчас. Прием ведется как индивидуально, так и группами. В кабинете есть удобные диванчики. По пятницам здесь проводятся занятия для решения детских и детско-родительских конфликтов, здесь же играют в развивающие игры Никитиных.

Если женщина пришла на прием с ребенком, то ему не придется скучать. Здесь же можно поиграть, порисовать. А если процесс подписания документов или решения вопросов затягивается, то специалисты центра могут проводить малыша в сенсорную комнату (место, где ребенок развивает свои сенсорные ощущения: трогает разные на ощупь предметы, слушает музыку, играет с песком и водой) или комнату Монтессори, где он будет находиться под присмотром воспитателя или социального работника.

Отдельно сделана «Комната совы» для ребят с расстройствами аутистического спектра – помещение востребовано посетителями, все обустроено так, чтобы особенному ребенку было комфортно.

Кроме того, в семейном центре оборудована «Мамина комната». Там удобно и покормить малыша, и переодеть его. По соседству расположилось семейное кафе. Здесь находится модуль кухни, где дети встречаются, общаются, учатся элементарным бытовым навыкам: как, например обращаться со столовыми приборами и кухонной техникой.

– Когда к нам приходят заниматься мамы с детьми, они могут разогреть еду или приготовить что-то на месте. Кафе работает ежедневно, – уточняет директор комплексного центра.

Обратиться может любой

– На втором этаже расположен зал ЛФК и адаптивной физкультуры. Он работает с самого утра. Сначала сюда приходят люди элегантного возраста. Занимаясь здесь, они поддерживают здоровье и силу мышц, общаются, – продолжает Наталья Жмылёва. – Пос­ле здесь занимаются мамы с малышами. Во второй половине дня пространство осваивают подростки. С недавнего времени запустили проект для молодых семей, которые приходят сюда трижды в неделю, в том числе и по субботам.

Третий сектор – экстренная психологическая помощь, когда за семьями, находящимися в социально опасном положении, закрепляется куратор для сопровождения и поддержки. Также здесь работает мобильная бригада, которая выезжает непосредственно в семьи в кризисных ситуациях.

– Мы работаем в новом формате меньше полугода, но уже показали свою востребованность и эффективность, – говорит Владимир Зюздинцев, заведующий отделом СМФЦ. – В день услугами пользуются в среднем около 50 человек с самыми разными вопросами. Обратиться за помощью к нам может любой.

Фоторепортаж