На Днях Алтайского края в Москве будут представлены плетеные изделия народного мастера Полины Гладких

18:31, 25 октября 2023г, Культура 816


Фото: Евгений Налимов
Фото: Евгений Налимов

Коллекция работ народного мастера Алтайского края Полины Гладких из рогоза, материала, редко используемого в плетении, будет вскоре представлена на одной из площадок Дней Алтайского края в Москве.

Отменить скуку

Красна девица в сарафане, опустив очи долу, несет ведра на коромысле. За ней – деревенский ухажер в лихо заломленной кепке. Пасторальные коровки бредут, отягощенные нагулянным молочком. А на пригорке – село с мельницей. Кажется, еще чуть-чуть – и пахнет свежеиспеченным хлебом. Сказка, да и только.

– Умельцы плетут, как правило, из соломки, камыша, но почему-то не работают с рогозом, материалом благодатным и пластичным. Таких мастеров очень мало в крае, вероятно, еще и потому мои работы пользуются успехом. Видите, коробки уже упакованы для отправки в Москву – мне выпала честь стать участницей Дней Алтайского края в столице. А вот здесь – заказы,  выполненные для краевой елки, ангелочки и снежинки, – демонстрирует мастерица свои сокровища.

Фото: Евгений Налимов фото
Фото: Евгений Налимов

Ее родина – городок Талгар близ Алматы. Вся ее семья была рукодельной. Мама, Евдокия Сергеевна, прекрасно шила; бабушка, Анастасия Андреевна, вышивала, а дядя, Иван Сергеевич – рисовал. Все – самоучки. Когда умер папа Полины, она еще ребенком была. После школы девушка, в отличие от сверстников, не в вуз пошла, а на трикотажную фабрику швеей.

В 1991 году, когда русские вмиг стали изгоями в самостийном Казахстане, семья Гладких уехала на Алтай, на родину предков, обосновалась в Змеиногорском районе. Здесь молодая женщина впервые взяла в руки книжку по основам плетения из ивового прута и пропала для серости и скуки.

В доинтернетную эпоху бесценным для людей мастеровитых было любое пособие или методичка, как плести, вязать, рисовать… Начинающая мастерица не выходила из библиотек. И плела, плела, плела. Радостен был каждый новый шажок в постижении азов.

«Солить!»

– Из ивового прута получались неплохие корзинки, но инструментов у меня никаких не было, фаланги стали отекать от сложной работы. Да и ивы в округе попробуй найди. Зато болот с рогозом хоть отбавляй, – вспоминает женщина. – А потом мне попалась на глаза книжка по плетению из болотных растений. Стоила брошюрка 80 копеек, но она мне очень много дала, помогла постичь тонкости методом проб и ошибок. Но мастер потому и мастер. Он делает уникальные вещи, которых вы не встретите ни у кого другого. Вот эти оборочки и рюши, вплетенные в костюм куклы – моя придумка.

– Да, красивые и неожиданные элементы. Неужели никто прежде до них не додумался?

– Получается, так. Да и я свое открытие сделала случайно. Однажды просто потянула неосторожно за листик, и юбка куклы собралась сама собой в красивые складки. Прием этот взяла на заметку.

Приметив мой интерес к плетеным женским фигуркам, мастерица развеяла миф об обережной кукле, которыми любят украшать свои дома хозяйки:

– Соломенная куколка, полынная или тряпичная – любая, сотворенная руками женщины для дома с радостью и ощущением счастья в душе, работает как оберег. Нет для семьи благодатней такой защиты.

Много лет назад Полина Гладких представила жителям Змеиногорска в День города первую свою коллекцию. Люди подходили, рассматривали, гадали, что за материал – не то солома, не то камыш. И удивлялись, узнав, что это рогоз.

А вечером удивилась и сама мастерица. За день у нее раскупили все, что успела сплести. Первый заработок, триста рублей, превысил размер средней зарплаты в те времена.

Улыбчивую женщину горожане часто видели на велосипеде. Объезжая окрестные болота, домой она возвращалась со стожком рогоза на багажнике. Бабушки на лавочках смеялись: куда столько?  «Солить!» – отвечала Полина.

Создать свою сказку

Нет у мастерицы педагогического образования. Но всегда было умение очаровывать «рогозными сказаниями» взрослых и детей. Полину Фёдоровну приглашали, она с радостью соглашалась. Вела школьный кружок и занятия по декоративно-прикладному искусству в «художке» Змеиногорска. В середине 90-х ученики Гладких стали привозить Гран-при и призовые места с краевых фестивалей, а в 2012 году она была удостоена звания «Народный мастер Алтайского края».

– Я человек сомневающийся. Иногда думаю – да куда мне на фестивали со своими плетенками, там вон какие умельцы! Но люди не проходят мимо моих работ. Благодарю свою семью, мужа Олега, своего первого ценителя и критика. Он подсказывает, говорит, что не так. И когда присматриваюсь, понимаю, что он прав. Поправляю, переделываю…

Почему-то лучшие идеи приходят в голову по ночам. Умельцы, вот вам совет Полины Гладких: «Если осенило, встаньте, запишите, иначе к утру забудется».

В Барнаул они с мужем Олегом Михайловичем перебрались три года назад, когда дочери уже выросли, вслед за Марией Аллабян, известным кулинарным блогером (Татьяна осталась в Змеиногорске).

Первое, что сделала Полина Фёдоровна, заселившись в большой красивый дом на Борзовой Заимке – исследовала окрестности на наличие болот с рогозом. Оказалось, здесь есть все! И терраса с выходом в грибной-ягодный лес. И ласковая речушка-журчалка. И рогозные заросли – твори не хочу.

Народную мастерицу с ее выставками и мастер-классами знают сегодня в России. Но не теплый прием в Сочи или Иркутске ее удивил, а поездка в Стамбул, где она побывала по приглашению русской диаспоры и посольства России. Ее работами восхищались студенты стамбульских университетов, многие из которых изучают наш язык, нашу культуру.

Уезжая из этого дома, лучащегося медовыми оттенками ожившего рогоза, я уже чувствовала, что подхватила этот вирус, передающийся воздушным путем, приятный зуд в кончиках пальцев. Когда не терпится самой попробовать что-то сплести под нежное дуновение травяного аромата. Создать свою сказку.

Фоторепортаж