Персональную выставку Александра Андрусенко открыли в Барнауле

18:20, 17 декабря 2022г, Культура 1267


Персональную выставку Александра Андрусенко открыли в Барнауле Фото №1
Персональную выставку Александра Андрусенко открыли в Барнауле Фото №2
Персональную выставку Александра Андрусенко открыли в Барнауле Миниатюра №3
Персональную выставку Александра Андрусенко открыли в Барнауле Миниатюра №3

Фото Евгений НАЛИМОВ

В барнаульской галерее «Турина гора» открылась персональная выставка живописи Александра Андрусенко «Где-то далеко».

Чего жаждет душа?

Название ей дали строки Роберта Рождественского, а еще автор написал для своих будущих зрителей небольшой текст, в котором сформулировал и центральную идею новой выставки, и, возможно, свой жизненный принцип: «Не знаю, как у других, а у русского человека все самое хорошее происходит где-то там... далеко. Не то чтобы здесь и сейчас совсем уж ужасно и невыносимо, есть, конечно, свои радости и прелести, но вот там... за долами и морями, в тридевятом царстве уж точно все здорово и хорошо […] И толкает испокон века эта мысль нашего человека в далекие путешествия и странствия. Но на самом деле, где-то далеко – это не про географию, а про душу человеческую, что мечтает и жаждет нового и необычного, необыденного, настоящего». В конечном счете, замечает художник, «где-то далеко» оказывается совсем рядом, стоит только чуть пристальнее оглядеться вокруг. Ему ли, родившемуся и почти всю жизнь прожившему в Поспелихе, этого не знать?

Сам автор не смог лично присутствовать на вернисаже (вместо него со стены на гостей взирал задумчивый автопортрет). А жаль, потому что искусствоведы и собратья-художники как один признавались: нельзя упустить возможность встречи с его новыми работами, которых они всегда так ждут. На взгляд неискушенного зрителя, в этой живописи нет ничего сложного. Наивная манера, кажущаяся простота композиции, яркий, открытый в своем звучании цвет. Впрочем, даже тот самый неискушенный человек наверняка ощутит излучаемое этими работами тепло.

Куратор выставки искусствовед Любовь Норгелене говорит: «Простое бытие в родной Поспелихе видно в каждом пейзаже, и в то же время оно настолько монументально в таком камерном произведении! И «Пора дремучих трав», и «Тихо течёт река» – это время, которое то ли застыло, то ли развивается по непонятным для нас законам».

Всегда заметен

Председатель Алтайской организации Союза художников Дмитрий Петренко, который когда-то учился с Александром Борисовичем в Новоалтайском художественном училище, сожалел, что нет возможности увидеть больше его работ в пространстве 
галереи.

– Александр живет в Поспелихе, преподает в школе искусств. Они с супругой много лет ведут детский театр-студию «Улей», причем на высоком профессиональном уровне, – напомнил гостям выставки Петренко. – И уровень его мышления как художника тоже очень высокий, выходящий за рамки местечкового. На каждой выставке мы ждем его работ, потому что он очень заметен, очень выделяется.

О том же говорила и искусствовед, заместитель директора Художественного музея по научной работе Наталья Царёва. Она заметила, что представленные в галерее работы был бы рад заполучить в свое собрание любой сибирский и даже российский музей.

– Когда в Омске состоялась большая выставка «Человек в пространстве времени», среди приглашенных искусствоведов был Александр Ильич Морозов, один из ведущих специалистов, профессор МГУ, – вспоминает Царёва. – Он делал критический обзор экспозиции и довольно жестко говорил о современном сибирском искусстве, хвалил немногих. А вот у работ Александра Андрусенко остановился и сказал самые добрые слова.

А сотрудница ГХМАК Людмила Лихацкая обратила внимание собравшихся на то, что, несмотря на наивный стиль, в философских работах художника на самом деле совсем мало простоты.

Искусствоведы отмечают, что к своей очень узнаваемой манере художник пришел еще в молодости.

– Я впервые о нем узнала из рецензии на большую всероссийскую выставку, где были перечислены художники из разных регионов, но в основном, конечно, из Москвы. И вдруг наш Андрусенко с портретом молодой девушки, – рассказывает Наталья Царёва. – Потом я узнала, что это жена художника, такая изящная и хрупкая, но написана в знакомой нам сегодня манере. Тогда художник еще не имел сегодняшней свободы, но уже выбрал свой стиль. Знаете, наверное, это его мирочувствование и внутренняя доброта. Имея какой-то камень за пазухой, не будешь писать ни такие портреты, ни такие пейзажи. Ты просто не сможешь так увидеть людей, как видит их он!

Фоторепортаж