От тихоходного «Ермака» до «Товарпара»

17:07, 03 ноября 2015г, Общество 3115


1
1

150 лет назад, осенью 1865 года, первый пароход причалил к Бийской пристани. Именно этот год можно считать отправной точкой истории бийского парового судоходства. Регулярные же пароходные рейсы до Бийска стали осуществляться в 70-х годах ХIХ века.

Сейчас мало кто из подрастающего поколения знает, что река Бия когда-то была судоходной: по ней ходили большие пассажирские пароходы, затем их сменила быстроходная «Заря», доставлявшая пассажиров вверх до села Турочак и вниз до Барнаула. Юркие катера, вечные речные труженики, тянули гружённые до отказа баржи.

В Бийске, расположенном на реке, судоходство возникло достаточно давно. В начале ХVIII века казаки-первопроходцы начали осваивать реку Бию. Доставка грузов до конца ХIХ века осуществлялась на несамоходных судах-дощаниках, каюках и барках, которые двигались вниз по течению под парусами или при помощи вёсел, а вверх по течению ходили на бечевниках, для чего использовались рабочие-бурлаки.

Начало пароходству в Обь-Иртышском бассейне было положено в 1854 году, когда в Барнаул из Томска пришёл пароход «Ермак», принадлежащий иркутскому купцу Хаминову. Спустя одиннадцать лет этот же пароход установил пароходное сообщение с Бийском.

В 1881 году бийскими купцами Н.И. Гусевым и М.А. Яновским была создана первая «Бийская компания пароходства и торговли». Она имела пароход «Первенец» с баржами. В 80-х годах ХIХвека для развития парового водного транспорта в Алтайском округе сложились весьма благоприятные условия. В связи с массовым переселением в регионе значительно возросли посевные площади и объёмы товарного зерна существенно увеличились. Как сообщал томский губернатор в 1882 году, на Алтае производится «…такое количество хлеба, что его достаточно не только для местных потребностей, но отчасти и на удовлетворение нужд и других губерний».

Выгоду от торговли зерном могли получить лишь предприниматели, которые имели собственные средства доставки. Поэтому многие крупные алтайские хлеботорговцы были вынуждены становиться ещё и судовладельцами. В Бийске к таким дельцам относился купец 1 гильдии А.Ф. Морозов, которому удалось осуществить удачный опыт создания прибыльного пароходного предприятия, явившегося существенной частью обширного морозовского дела.

В 1888 году А.Ф. Морозов построил пароход «Первый», который в этом же году стал курсировать между Бийском и Тюменью. К середине 1890 годов пароходство Морозовых уже насчитывало шесть грузо-пассажирских пароходов: «Первый», «Второй» и т. д. В 1895 году оно вошло в состав крупной сибирской компании «Западно-Сибирское товарищество пароходства и торговли» («Товарпар»).

В 1899 году до Бийска открылось регулярное пассажирское сообщение. И уже в начале ХХ века водные перевозки осуществляли четыре пароходные компании. Общий грузооборот компаний только в 1911 году составил 5 млн 160 тыс. пудов, они перевезли 6700 пассажиров.

В 1923 году речной флот национализировали, создали Бийский участок Западно-Сибирского пароходства. В 1973 году был создан Бийский речной порт. Наступило время расцвета водного транспорта на Бие. Много лет десятки тысяч туристов отправлялись в путешествия в верховья реки и дальше, в Горный Алтай. Жители края добирались до своих сёл, расположенных по берегам Бии, тоже на судах, а сотни бийчан в выходные и праздничные дни плыли отдыхать на речные острова. Так продолжалось до 1990 годов, затем отлаженная система речного транспорта сломалась. Судоходство на Бие было запрещено.

В 2003 году образовалась компания «Бийский речной порт». Начался процесс восстановления утраченного. Процесс трудный и долгий, но мы надеемся, что в скором времени сможем совершать увлекательные путешествия по водной глади нашей замечательной Бии…

Виктор БУЛАНИЧЕВ

 
Фоторепортаж