От Алтая до Гоби: выставка Анатолия Щетинина открылась в Барнауле

06:30, 05 августа 2021г, Культура 2064


От Алтая до Гоби: выставка Анатолия Щетинина открылась в Барнауле Фото №1
От Алтая до Гоби: выставка Анатолия Щетинина открылась в Барнауле Фото №2
От Алтая до Гоби: выставка Анатолия Щетинина открылась в Барнауле Фото №3
От Алтая до Гоби: выставка Анатолия Щетинина открылась в Барнауле Фото №4
От Алтая до Гоби: выставка Анатолия Щетинина открылась в Барнауле Миниатюра №5
От Алтая до Гоби: выставка Анатолия Щетинина открылась в Барнауле Миниатюра №5
От Алтая до Гоби: выставка Анатолия Щетинина открылась в Барнауле Миниатюра №5
От Алтая до Гоби: выставка Анатолия Щетинина открылась в Барнауле Миниатюра №5

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Барнауле открылась выставка заслуженного художника Анатолия Щетинина «Алтай – сердце Азии».

«Время будто остановилось»

Экспозиция в «Арт-галерее Щетининых» представляет пейзажи и портреты, написанные в разные десятилетия в путешествиях по Горному Алтаю и Монголии и, по сути, является генеральной репетицией другой персональной выставки живописца – в Москве, в двух залах Государственного музея Востока. Художник признается, что для него это не только большая честь, но и повод для волнения.

– Как раз вчера я говорил с куратором выставки Владимиром Росовым и он предложил другое название: «Неиспитая чаша» – это из Рериха, – рассказывает Щетинин.

С известным российским историком-востоковедом Росовым, заведующим отделом наследия Рерихов Музея Востока, художник познакомился несколько лет назад. Постепенно возникла идея выставки в московском музее, а в этом году выяснилось, что с момента установления дипломатических отношений России и Монголии прошло ровно 100 лет, и все сошлось. Было решено, что выставка в Музее Востока пройдет с 22 сентября по 21 ноября, а с 5 по 7 ноября на ее фоне состоятся торжества по поводу столетия российско-монгольской дружбы.

А пока в прохладе барнаульской галереи можно увидеть десятки этюдов и картин, вдохновленных природой Большого Алтая. В том числе и совсем свежие работы, как пейзаж «Вечерний час. Стоянка на озере Хара-Ус-Нур» 2021 года.

– Мы туда ездили три года назад с писателем Анатолием Муравлевым и оператором Анатолием Фуксом, – вспоминает художник. – Потом специально поехали за эту гору на горизонте, там в ущелье проходил международный фестиваль горлового пения, где мы провели весь день. Я еще написал портрет музыканта, который там победил. А в этом месте я был 11 лет назад и 3 года назад – и там ничего не изменилось: та же юрта, время как будто остановилось.

Один Алтай

Первое знакомство с Монголией у Щетинина состоялось в 1984 году, когда туристическая фирма предложила местным художникам льготные путевки. Под огромным впечатлением от увиденного он написал этюд «Солнечный день», который тогда попал на большую московскую выставку и висел на ней между работами Гуркина и местного классика советского искусства Николая Иванова.

– В Монголии я почему-то всегда ловлю себя на мысли о духе предков, – признается художник. – Да, чистота и дух предков. Еще облака низко идут, закаты и восходы великолепные…

Поэтому, когда два года спустя первооткрыватель монгольской темы среди алтайских художников Фёдор Торхов собрал международный пленэр «Алтай – горы дружбы», Щетинин не сомневался, стоит ли ехать. Итогом пленэра стали большие выставки в Монголии, Барнауле, новосибирском Академгородке и Москве. Несколько работ из той поездки сейчас тоже можно увидеть в арт-галерее.

– Этот этюд я написал после мощнейшей грозы: мы ехали на автобусе, вокруг стреляли молнии, пришлось укрыться в ущелье, а потом я сделал этот пейзаж, – рассказывает художник. – А это гора Черепаха, там ландшафт очень похож на нашу Колывань. Вот портрет девушки-гида, которая была тогда с нами: написал буквально за полчаса перед самым отъездом. А тут на этюде предзакатное состояние, и я никак не могу передать его в большой картине – небо везде разное, идет такая сложная растяжка цвета.

Идею выставки Щетинин объясняет так: «Алтай Монгольский и наш, российский, – это ведь одни и те же горы. И когда едешь от Горно-Алтайска до Гоби, это всегда удивительные ощущения, изменения планетарного масштаба. Наше зеленое прекрасное благоухание переходит в скалы, а дальше уже нет деревьев, люди ничего не выращивают, только пасут овец и едят их мясо».

При желании на этой выставке такую линию зритель может и сам прочертить буквально через три висящие рядом работы – пейзаж в оттенках изумрудной зелени «Бия. Большая вода» 2014 года, «Золотая осень. Долина Курая» (2016) и картину в сдержанных тонах «Стрижка овец» (2017).

– Какие чисто живописные задачи ставит перед художником-реалистом Монголия?

– Меня отец (художник и скульптор Прокопий Щетинин. – Прим. Ред.) с детства учил: бери большими отношениями. А в Монголии природа уникальна тем, что там действительно возможно взять большими цветовыми отношениями эти просторы – земля и небо, вода и небо. И в этом видна какая-то гармония творения. Я верю в эти вещи, потому что тебе, как художнику, в момент работы идет вдруг какая-то помощь. Иногда сделаешь этюд и думаешь: я ли это написал?

Выставка «Алтай – сердце Азии» работает до 5 сентября.

Фоторепортаж