Он, слышь, коптит, а я продаю

17:45, 02 марта 2015г, Общество 1571


Он, слышь, коптит, а я продаю Фото №1

Для того чтобы предприятию иметь продукцию с собственной торговой маркой, достаточно выстроить цепочку «закуп сырья – производство – сбыт».

При этом производственный этап можно поручить другим, или, как сейчас модно говорить, передать на аутсорсинг. Владелец и руководитель производственно-коммерческой фирмы «АлтайПищеСнаб» Владимир Краснов так и поступил.

«АлтайПищеСнаб» – резидент Алтайского бизнес-инкубатора. Компания существует третий год и только набирает обороты: годовой объем продаж измеряется несколькими миллионами рублей и сотрудников в ней всего несколько человек. Но продукция предприятия уже завоевывает рынки Москвы, Владивостока, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Красноярска.

До того как создать собственное дело, Владимир Краснов получил опыт работы в активных продажах, дошел до замдиректора крупной страховой компании и окончил Губернаторскую программу подготовки управленческих кадров. А потом сказал себе: «Зачем работать на дядю, когда можно открыть собственный бизнес?» На тот момент перспективным казался рынок снековой продукции. Он почти пустовал, цены на мясные чипсы доходили до двух тысяч за килограмм.

Сказано – сделано. Бизнес выстроил по следующей схеме. Самостоятельно закупает мясо, поставляет его на мясоперерабатывающее предприятие края, а затем реализует.

Казалось бы, можно бы не заморачиваться и с сырьем, отдав и эту стадию на откуп производителям, ведь мяса у него навалом. Но при таком раскладе будешь полностью зависеть от его капризов: не нравится продукция – не покупай. Здесь же качество диктует Краснов, установив входной контроль сырья и готовой продукции, да и цена собственноручно закупленного мяса ниже, чем та, которую выставит переработчик за свое.

– Конечно, чтобы закупать качественное сырье, пришлось осваивать тонкости работы с мясом, разбираться в упитанности животных, – признается предприниматель. – Но постепенно освоил эту премудрость.

Узнал руководитель «АлтайПищеСнаба» и тонкости производства. Например, то, что для получения килограмма снеков требуется целых три килограмма самого лучшего мяса. Это могут быть тазобедренная часть, лопатка, позвоночная область. Предварительно вручную удаляют соединительную ткань, иначе жилки в готовом изделии не прожевать. Для мясных чипсов куски просаливают. Можно сухим способом, но это долго, поэтому шприцуют соляным рассолом с нитритом натрия и проминают для равномерного распределения соли. Затем коптят при температуре до 30 градусов, чтобы белок не разрушить. Коптят часов шесть на древесной стружке из смеси дуба и ольхи, пока корка не станет сухой и красивой. Ольха дает мясу цвет, а дуб – вкус. Далее идет стадия подморозки и нарезки электрическими ножами на слайсы. Потом еще одно копчение, на этот раз горячее, чтобы довести продукт до нужной влажности, обеспечивающей его сохранность. И, наконец, упаковка. Пакуют либо «в вакуум», либо «в углекислый газ с азотом», чтобы предотвратить гнилостный процесс.

Стадия реализации продукции еще более сложная. Чтобы добиться расположения потребителей, нужна не только качественная упаковка, но и хороший бренд.

– Для торговой сети «Лама» мы поставляли снеки под их маркой, – рассказывает Владимир Краснов. – А питерцы попросили нас разработать бренд, связанный с Горным Алтаем. Так появилось мясо марала «Чуй-Оозы».

Предприниматель предпочитает работать с сетями, в том числе пивными, объясняя это тем, что с мелкой розницей больше хлопот: и товара берет немного, и рассчитывается не вовремя. А тут еще рецессия на горизонте маячит, так что «мелочь» может, не выдержав конкуренции, обанкротиться.

– Когда мы выходили на рынок, – вспоминает гендиректор «АлтайПищеСнаба», – кило снеков в опте стоило 1600 рублей, но постепенно подешевело вдвое. Дело в том, что за последние годы в России появилось 15-20 конкурирующих с нами компаний, окрепли и местные игроки. В крае мы боремся за потребителя с производителями мясных чипсов «7,62». В то же время в связи с кризисом начали расти затраты, в том числе и на мясо. Поэтому сегодня оптовая цена на снековую продукцию вновь поднялась до 1100 за килограмм, а к концу года ожидается ее рост до тех же 1600 рублей. Но рынок сбыта сократится, люди будут экономить.

Владимир Краснов рассказывает, что до последнего времени его фирма в крае работала через дистрибьютора, который делал свою наценку. Теперь же планирует уйти от посредника, набрав в штат торговых представителей, которые бы развозили товар по магазинам. Таким образом, он станет дешевле и конкурентоспособнее.

Есть мысль организовать доставку снеков на дом. Если заказ, например, на две тысячи, то услуга уже становится выгодной. А вообще планы у «АлтайПищеСнаба» наполеоновские: на перспективу фирма разработала зонтичный бренд «Провинция», под которым можно продавать любые продукты.

*   *   *

Александр Краснослободцев, директор Алтайского бизнес-инкубатора:

– Считаю, что аутсорсинг выгоден как заказчику услуги, так и ее поставщику, в данном случае мясокомбинату. Чтобы производить товар для какой-то узкой потребительской ниши, мясокомбинату придется отвлекать оборотные средства. Малая компания, поставляя сырье и снимая проблемы по сбыту продукции, обеспечивает дополнительную загрузку производства.

При изменении валютного курса отечественная продукция становится более конкурентоспособной как внутри страны, так и за рубежом. Не случайно «АлтайПищеСнаб» прощупывает рынок Казахстана и Таджикистана.

Внутри страны малым предприятиям сейчас надо выходить на рынки с теми товарами, которые могут заменить импорт и на которые уже сформировался спрос. Кстати, предпринимателям можно воспользоваться аналитической базой Бийского бизнес-инкубатора, с помощью которой расшифровать состав импортных продуктов и найти им замену на отечественные ингредиенты.

Фоторепортаж